Бертран Рассел: становление философа

Бертран Рассел родился 18 мая 1872 г. в уэльском Треллеке, Великобритания, в аристократической семье. В 1890 году юноша поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где сразу показал блестящие способности к философии и математике. Изначально Рассел увлекался теорией идеализма, согласно которой реальность является продуктом деятельности сознания. Однако спустя несколько лет после обучения в Кембридже он кардинально поменял свои взгляды в пользу реализма, по которому сознание и опыт существуют независимо от внешнего мира, и эмпиризма, основная идея которого в том, что источник знаний – это полученный из внешнего мира сенситивный опыт.

Ранние интеллектуальные труды Бертрана Рассела были в основном посвящены математике. Согласно отстаиваемой им теории, все математические знания можно сократить до формы логических принципов. Но Рассел одновременно писал на самые разные темы: метафизику, философию языка, мораль, религию, лингвистику. В 1950 г. ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы. 


В философском становлении Бертрана Рассела исследователи выделяют 3 периода творческого и интеллектуального развития:

  1. С 1890 по 1900 год Рассел занимается преимущественно исследовательской работой. В этот период он нарабатывает материал и пополняет содержание своего мировоззрения и достаточно мало продуцирует что-либо авторско-оригинальное.
  2. 1900-1910 годы считаются самыми плодотворными и продуктивными в деятельности философа. В это время он изучает логические основы математики и в соавторстве с англичанином Уайтхедом создает фундаментальный труд «Начала математики».
  3. Заключительный период философского становления Рассела приходится на сорокалетний возраст. В это время в круг его интересов, помимо гносеологических тем, входят вопросы культурно-нравственного и социально-политического характера. Помимо научных работ и монографий, английский мыслитель пишет множество публицистических докладов и статей.

Бертран Рассел вместе с философами Людвигом Витгенштейном и Джорджем Муром считаются основателями аналитической философии.

Аналитическая философия в работах Бертрана Рассела

Аналитическую философию также называют логическим позитивизмом. В ее основе идея о том, что заниматься философией необходимо так же, как и научными исследованиями: с точностью, аналогией, использованием логики и скептическим отношением к гипотезам.

В первую очередь Рассел привлек внимание общества своими резко негативными убеждениями по поводу социальных реформ. Во время Первой мировой войны он активно высказывал пацифистские взгляды, опровергая саму суть войны, участвовал в демонстрациях протеста. Во время Второй мировой войны он выступал против политики Гитлера и нацистской партии, отказавшись от своих пацифистских идей в пользу более релятивистского подхода.

Рассел активно критиковал тоталитарный режим Сталина, участие США в войне во Вьетнаме, а также выступал за ядерное разоружение. 


Логический атомизм в философии Бертрана Рассела

Расселу принадлежит идея «логического атомизма», основной концепцией которого является мысль, что язык можно разложить на более мелкие составляющие, на «логические атомы». С их помощью можно раскрыть сформулированные предположения и точнее определить, является ли оно истинным.

В качестве примера можно рассмотреть предложение: «Король США лысый». Хотя оно само по себе простое, но его можно разложить на следующие три логических атома:

  1. «Король США существует».
  2. «В США один король».
  3. «У короля США нет волос».

Разбирая первый полученный атом, сразу можно заметить его ложность, поскольку известно, что в США нет короля. Следовательно, можно сделать вывод, что все предложение «Король США лысый» ложно. Однако это не означает, что предложение по-настоящему ложное, так как противоположное ему утверждение - «У короля США есть волосы» - также не будет истинным.

Благодаря созданному Расселом логическому атомизму возможно определение достоверности и степени истинности. Это автоматически поднимает вопрос, обсуждаемый философами по сей день: если что-то не является по-настоящему ложным или истинным, то чем оно является?


Теория дескрипций в философских трудах Бертрана Рассела

Одним из важных интеллектуальных вкладов философа в развитие языка стала теория дескрипций. Согласно идеям Рассела, истина не может быть выражена языковыми средствами, так как естественный язык двусмыслен и неточен. Чтобы освободить философию от предположений и ошибок, необходима более точная форма языка, логически корректная, построенная на математической логике и выраженная в виде серии математических уравнений.

Стремясь ответить на вопрос, который вызвало предположение: «Король США лысый», Бертран Рассел создает теорию дескрипций. К определенным дескрипциям он относит имена, слова и фразы, обозначающие конкретный объект, например «Австралия» или «этот стул». Содержащее определенные дескрипции предложение, согласно теории Рассела, представляет собой короткий способ описать группу утверждений в пределах одной серии. По мнению Рассела, грамматика языка затуманивает логическую форму фразы. В предложении «Король США лысый» объект является несуществующим или двусмысленным, и философ дал этому определение «неполных символов».

Теория множеств и парадокс Бертрана Рассела

Множества Рассел определяет как совокупность членов или элементов, то есть объектов. Они бывают в том числе отрицательными и состоящими из подмножеств, которые можно исключать или добавлять. Пример такого множества - все американцы. Множество, определяемое отрицательно, – это люди, не являющиеся американцами. Пример подмножества – американцы - жители Вашингтона.


Бертран Рассел произвел настоящий переворот в основных принципах теории множеств, когда сформулировал в 1901 году свой знаменитый парадокс. Парадокс Рассела заключается в том, что существуют множества всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента.

В качестве примера такого множества можно привести всех когда-либо существовавших кошек. Множество всех кошек не является кошкой. Но бывают множества, содержащие себя в качестве элемента. Во множество всего, что не является кошкой, должно быть включено и это множество, потому что оно не кошка.

Если стремиться найти множество всех множеств, не содержащих себя в качестве элемента, и возникнет тот самый парадокс Рассела. Почему? Есть много множеств, которые не содержат себя в качестве элемента, но, согласно их же определению, они должны быть включены в себя. А определение гласит, что это недопустимо. Поэтому налицо противоречие.

Именно благодаря сформулированному парадоксу Рассела стало очевидным несовершенство теории множеств. Если принять любую группу объектов за множество, возможно возникновение противоречащих логике ситуаций. По мнению философа, чтобы исправить этот недостаток, теория множеств должна быть более строгой. Множеством должна считаться только группа объектов, удовлетворяющая конкретным аксиомам. Теория множеств до формулирования парадокса стала называться наивной, а ее развитие с учетом идей Рассела получило название аксиоматической теории множеств.