Совет 1: Что такое философия и зачем она нужна

Слово «философия» образовано от двух греческих корней. «Филио» означает любовь, устремление, а «софия» – знания и мудрость. То есть, философия – это любовь и стремление к мудрости и знаниям.
Философия – эти дисциплина, которая изучает фундаментальные принципы и закономерности всего, что существует в мире. Она рассматривает бытие человека и его взаимоотношения с окружающим миром, формирует мировоззрение людей. Это своеобразное познание мира, которое позволяет выработать направление того, куда дальше двигаться, в том числе и всем другим отраслям человеческого знания. Вопрос о том, является ли философия наукой – спорный. Различные школы придерживаются на этот счет порой противоположны убеждений. Вообще, не существует определения философии, которое удовлетворяло бы всех философов-профессионалов и все философские школы. Очень многое зависит от системы представлений, на которых базируется знание об этом предмете. Сама методология определения философии может быть принята не всеми школами. Поэтому существует немало разновидностей философии, существовавших в прошлом и имеющих место в настоящее время. Наиболее общее определение, позволяющее в какой-то мере примирить последователей различных школ, звучит так. Философия это исследование первопричин и начал всего, что только есть в мире, а также универсальных закономерностей, согласно которым все существует и изменяется, в том числе и дух, и разум, и постигаемый Космос. Все, что можно измыслить, и все, что является бытием. Причем, это не только те вещи, которые реально существуют, но также и все те, которые можно вообразить. Но учитывая, что все, что можно себе вообразить, представляет собой бесконечное множество предметов, философы сосредотачивают свои усилия на категориях и общих понятиях. Как раз категории и понятия изменяются в зависимости от времени и философской школы. Общий философский метод заключается в том, чтобы ставить вопросы и формулировать умозаключения, исходя из приведенных аргументов или доводов в их пользу. Это не одна цельная дисциплина, а несколько предметов, которые являются ее подмножествами. В их числе метафизика, онтология, этика, логика, эстетика, и другие. Философия необходима людям, чтобы понимать свое положение в окружающем мире, формировать их мировоззрение, а также воспитывать самостоятельное мышление, умение логически рассуждать, ставить вопросы и находить ответы на них. Философия пытается ответить на такие важные для человека вопросы как «Существует ли Бог?», «Что является правильным и неправильным?», «Объективно ли познание?» а также решить другие, тоже очень важные для человека задачи.

Совет 2: Что такое этика

Этикой называется наука, которая занимается изучением таких вопросов как нравственность и мораль. Слово заимствовано из греческого языка, которое произошло от ethikós, что означает «касающийся нравственности».
Инструкция
1
Этика изучает мораль и то место, которое она занимает в различных общественных отношениях, изучает ее структуру и природу, а также происхождение и развитие.
2
В мыслях античных ученых этика являлась составной частью таких наук как философия и право, считалась практическим нравоучением. Выступала в форме афоризмов, что восходило к устным традициям.
3
Как отдельную дисциплину этику определил Аристотель. Им же был введен и этот термин в таких работах как «Большая этика», «Эвдемова этика» и др. Он определил место нового учения между политикой и психологией, основной целью которого являлось формирование у граждан добродетели. Вместе с этим рассматривались и такие вопросы как смысл жизни, природа морали и нравственности, справедливость и т.п.
4
Основными проблемами этики являются:
– проблема добра и зла;
– проблема справедливости;
– проблема смысла жизни;
– проблема должного.
5
Среди направлений исследований в этике выделяют следующие:
– нормативная этика (занимается поисками принципов, согласно которым регулируются поступки и поведение человека, устанавливаются критерии добра и зла);
– метаэтика (занимается изучением значения, а также происхождения различных понятий и категорий этики);
– прикладная этика (занимается изучением применения принципов и идей морали в определенных ситуациях).
6
Существуют следующие разделы этики:
– агафология (занимается изучением «высшего блага»);
– бизнес-этика;
– биоэтика (нравственность человека касательно природы и медицины);
– компьютерная этика (изучение человека, работающего с компьютером, и его поведения);
– медицинская этика (изучение взаимоотношений пациентов и медработников);
– профессиональная этика (исследования оснований профессиональной деятельности);
– социальная этика;
– экологическая этика (изучение нравственности поведения человека в природном мире);
– экономическая этика;
– этика поступка;
– юридическая этика (изучение культуры права).
Видео по теме

Совет 3: Зачем нужна философия

В эпоху промышленного и технологического прогресса философия отошла на задний план, далеко не каждый человек сможет внятно ответить на вопрос о том, что это за наука и чем она занимается. Люди заняты насущными проблемами, их мало интересуют оторванные от жизни философские категории. Значит ли это, что философия потеряла свою актуальность и больше не нужна?

Философию определяют как науку, изучающую первопричины и начала всего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия. Зачем живет человек, для чего ему дана эта жизнь? Ответ на этот вопрос определяет и пути, которые человек выбирает.

Будучи поистине всеобъемлющей наукой, философия включает в себя самые разные дисциплины и пытается найти ответы на важные для человеческого бытия вопросы – есть ли Бог, что есть добро и зло, вопросы старости и смерти, возможности объективного познания реальности и т.д. и т.п. Можно сказать, что естественные науки дают ответ на вопрос «как?», в то время как философия пытается отыскать ответ на вопрос «почему?»

Считается, что сам термин «философия» придуман Пифагором, в переводе с греческого он означает «любовь к мудрости». Следует отметить, что в отличие от других наук, в философии никто не обязывает основываться в своих рассуждениях на опыте предшественников. Свобода, в том числе и свобода мысли, является для философа одним из ключевых понятий.

Философия возникла независимо в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции, откуда и начала распространяться по всему свету. Классификация существующих ныне философских дисциплин и направлений достаточно сложна и не всегда однозначна. В общефилософские дисциплины входит метафилософия, или философия философии. Существуют философские дисциплины, исследующие способы познания: логика, теория познания, философия науки. К теоретической философии относятся онтология, метафизика, философская антропология, философия природы, естественное богословие, философия духа, философия сознания, социальная философия, философия истории, философия языка. В практическую философию, иногда называемую философией жизни (аксиологией), входят этика, эстетика, праксиология (философия деятельности), социальная философия, геофилософия, философия религии, права, образования, истории, политики, хозяйства, техники, экологии. Существуют и другие направления философии, вы можете познакомиться с полным перечнем, заглянув в специализированную философскую литературу.

Несмотря на то, что новый век вроде бы оставляет философии мало места, ее практическая значимость ничуть не уменьшается – человечество по-прежнему ищет ответы на волнующие его вопросы бытия. И от ответа на эти вопросы зависит то, каким путем пойдет человеческая цивилизация в своем развитии.

Видео по теме
Как понимать философию
Связанная статья
Как понимать философию

Совет 4: Что такое философия как наука

Слово «философия» в переводе на русский означает «любомудрие» (любовь - филео к мудрости - софия). Философия появилась на свет в результате осознания самого себя человечеством, помогая находить ответы на главные вопросы бытия.

В мире по сей день ведутся споры о том, можно ли считать философию наукой. Вспомните определение слова «наука»: это систематические, проверяемые и доказательные знания. Философия имеет все эти основные признаки. Более того, в философии они и были выработаны. Выводы и заключения философов убедительны, обоснованы и проверены фактами.

Оппоненты, отказывающиеся признавать за ней статус науки, отстаивают свою точку зрения, приводя следующие аргументы. Наука, по их мнению, должна быть объективна и безлична; ее целью должен быть поиск истины, но ни как не беспокойство о судьбе человека. Так, А. Шопенгауэр говорил, что «...философия - это искусство, а не наука».

Тем не менее, любая наука рассматривает предмет изучения на фактологическом и теоретическом уровне. Теорией называется комплекс взаимосвязанных логических выводов, которые исходят из исследования эмпирии. В философии «эмпирией» являются теоретические выводы частных наук. Они подвергаются целенаправленному исследованию и анализу, а уже затем делаются выводы, которые являются системным обобщением.

Например, определение понятия «жизнь» в философии формируется на основе анализа выводов психологии, социологии, физики, биологии и других наук. При этом, обобщения напрямую будут зависеть от того, какие теории будут в основе обоснования. Так же как и любая другая наука, философия формулирует проблему, выявляет элементы исследуемой проблемы, затем определяет взаимосвязь и ее принципы, производит их логическую структуризацию.

Особенностью философии как науки является то, что для проверки правильности заключений необходимо проводить проверку системы обоснований используемых теорий других наук. Необходимо также учитывать и тот факт, что логика построения системы данных философских заключений формальна. Выводы же других наук можно проверить путем экспериментов.

Простой пример: Философия анализирует выводы таких наук, как биология, физика, химия, социология, психология, а затем на их основе строит систему определения понятия «жизнь»; формирует целую «философию жизни». При этом конечные обобщения философии зависят от того, к каким научным теориям она будет обращаться при построении философского обоснования.

Другой отличительной особенностью науки философии является то, что она обращается к душе человека (а не к его разуму). По поводу философии есть интересное высказывание Т. Хейердала, известного путешественника: «Науки вглубь роют «колодцы познания», а обязанностью философии является следить за состоянием дел в каждом из «колодцев», координировать их работу, планировать дальнейшие действия»

Видео по теме
Источники:
  • Предмет философии. Философия как наука

Совет 5: Что такое этика как наука

Этика представляет собой область науки, имеющую отношение одновременно к философии и культурологии. Зародившись в древности в качестве раздела системы философских знаний, этика развивалась как наука, в центре изучения которой находятся вопросы морали и нравственности, проблемы добра и зла. В наши дни ученые продолжают исследования в этой области, стремясь придать идеям этики современное звучание.

Обычно этику принято считать одной из философских наук, центральной проблемой которой является соотношение между добром и злом, а объектом изучения выступает мораль. Традиционно различается несколько видов этики. Гуманистическая этика в большей степени ориентирована на жизнь и свободу человека. Авторитарная уделяет значительное внимание внешним факторам, влияющим на формирование индивидуального и общественного сознания. Задача этики – установить место морали в сложной системе социальных отношений. Для этого ученые проводят углубленный анализ природы морали, исследуют ее внутреннюю структуру. Один из разделов этики изучает возникновение и развитие нравственности на разных этапах существования человеческой цивилизации. Считается, что наиболее существенный вклад в развитие этой науки внес знаменитый ученый древности Аристотель. В своем фундаментальном труде «Этика» древнегреческий мыслитель определил цель этой науки не как простое накопление знаний о морали, а как оценку причин и содержания человеческих поступков. Именно Аристотель выдвинул идею об отдельной науке этике, независимой от философии. Будучи многогранной наукой, этика прошла нелегкий путь становления. За многие века, миновавшие с момента появления на свет «Этики» Аристотеля, кардинально менялись представления о морали и нравственности, добре и зле, долге, чести и справедливости. Например, в середине XIX века появился радикально новый подход к проблемам морали – классовый. Основоположники марксистской философии и их последователи стали связывать нравственность с влиянием материальных факторов, которые, по их мнению, имеют определяющее значение в вопросах морали. Современные исследователи этики обращают пристальное внимание на историю этой науки, типологию этики и формирование этики будущего. В учебных курсах вузов рассматривается эволюция морали на протяжении античного периода, средневековья и нового времени. Особое внимание уделяется изначальному возникновению этических представлений, истоки которых кроются в первобытной этике милосердия и справедливости. Понимание тенденций формирования нравственности дает возможность наметить главные направления в развитии этики как науки. Появляются совершенно новые разделы науки: глобальная, экологическая и даже космическая этика. Изучение этики помогает тем, кто только вступает в жизнь, разобраться в хитросплетениях современной морали и даже решить некоторые личные нравственные проблемы, часто связанные с необходимостью морального выбора.

Видео по теме
Источники:
  • «Этика», Аристотель, 2010.
  • «Этика. История этики и критика ее систем», Т. Ахелис, 2011.

Совет 6: Что изучает философия

Философия - первое в истории знание о мире и принципах бытия человека в этом мире. Определить конкретный предмет изучения этой науки сложно, потому его определяют широко. Существует также несколько направлений философии, выделенных по предмету изучения.
Инструкция
1
Философия – исторически первая форма теоретического и рационального постижения мира. Определить ее предмет довольно сложно, потому на настоящий момент существует несколько определений. Это связано с тем, что нет единой трактовки сущности и предназначения философии в истории культуры. Кроме того, в начале развития философия охватывала слишком много всяческих знаний о мире. Позже эти знания стали объектами отдельных наук, например, знания о Вселенной. А предмет философии от этого сделался непомерно широк.
2
В философии существует много разных школ и направлений, и каждое из них по-своему понимает предмет философии. Очень проблематично дать ему такое определение, которое устроило бы сразу всех. Сказываются и настроения времени на философии, которая прошла уже несколько исторических этапов в своем развитии. Например, отличаются ориентации классической и постклассической философии.
3
Общее в определении предмета философии разными подходами можно вывести следующее: любая философская проблема так или иначе затрагивает фундаментальные смыслы бытия человека. Философия, можно сказать, идет от человека к миру. Потому и ее предмет неизбежно связан с выяснением отношений человека с миром. Мир включает общество других людей, культуру, природу. Философию интересуют не все аспекты этих отношений, только наиболее значимые. А именно – принципы и основы бытия человека в мире.
4
Наличие такой общей линии позволяет философии оставаться более ли менее целостной наукой. На всех исторических этапах сохраняются общие темы исследования. Потому предметом философии в самом общем смысле можно считать познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Это очень широкая формулировка, на самом деле конкретные философы изучают гораздо более конкретные аспекты. Кто-то интересуется проблемой реальности, кто-то – проблемой смысла человеческого существования.
5
По изучаемому предмету философское знание можно разделить на несколько направлений. Онтология изучает бытие, принципы и основания всего сущего. Гносеология – философия познания. Эпистемология – философия научного знания, она изучает специфику научного исследования. Философская антропология – это учение о человеке и многогранности его бытия в мире. Аксиология – учение о ценностях. Праксеология – философия деятельности. Социальная философия – философия общества.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше