Совет 1: Методы исторического познания

Каждая самостоятельная наука имеет свои методы изучения и познания ее предмета. Одни из них носят общий характер, поскольку характерны для любого научного знания. Другие методы свойственны только данной конкретной науке. Историческая наука также имеет свою методологию, которая отличается разнообразием.

Основные методы исторического познания



Одним из основополагающих методов изучения истории считается сравнительный метод. Он предполагает качественное и количественное сопоставление исторических явлений во времени и пространстве. Все события в истории имеют начало, длительность и окончание, они также чаще всего привязаны к определенному месту.

Сравнительный подход позволяет внести упорядоченность в череду объектов исторического исследования. К нему вплотную примыкает типологический метод исследования, позволяющий классифицировать факты и явления социальной действительности, распределяя их по вполне определенным категориям.

Диалектическая логика учит рассматривать все события истории с системной точки зрения. Системный метод познания помогает раскрыть глубинные внутренние механизмы возникновения, становления и угасания явлений. Все исторические события при этом предстают перед исследователем во взаимосвязанной форме, вытекая одно из другого.

Существует также ретроспективный метод познания явлений в истории. С его помощью можно проникать далеко в прошлое, последовательно выявляя причины событий, их роль в общем историческом процессе. Раскрытие причинно-следственной связи – одна из основных функций данного метода познания.

Особенности конкретно-исторического исследования



Методы исторического познания находят свое применение и выражение в конкретно-историческом исследовании. Оно чаще всего проводится посредством подготовки, написания и издания монографии. Работа в рамках монографического исследования предполагает наличие нескольких этапов. Приступая к изысканиям, историк вначале определяет методологическую основу, то есть подбирает методы изучения интересующей его области знания.

Далее следует выбор объекта исторического исследования и его предметной области. На данном этапе историк прорабатывает первичный план построения текста монографии, определяет количество разделов и глав, выстраивает логическую последовательность изложения. По мере определения структуры монографии может происходить уточнение объекта и предмета исследования.

Очередной этап состоит в проведении библиографического исследования по выбранному объекту анализа. Здесь уточняются временные рамки и территория, которую охватывают исторические события. Исследователь поэтапно собирает первичную информацию об источниках данных и о своих предшественниках, которые так или иначе касались интересующей его тематики.

Основная работа в рамках монографического метода состоит в написании текста исторического исследования. Этот этап обычно занимает больше всего времени и требует предельной концентрации на предмете, подлежащем изучению и осмыслению. Аналитическая часть монографии завершается заключением и выводами, которые несут в себе новое знание о рассматриваемой эпохе или конкретно-историческом событии.

Совет 2: Этапы научного познания

Познание действительности может осуществляться несколькими способами. В обычной жизни человек интуитивно или осознанно использует обыденные, художественные или религиозные формы постижения мира. Существует также научная форма познания, имеющая свой набор методов. Для нее характерно сознательное разбиение познания на этапы.

Особенности научного познания



Научное познание сильно отличается от обыденного. В науке существует собственный набор объектов, которые подлежат изучению. Научное постижение действительности ориентировано не на отражение внешних признаков какого-то явления, а на уяснение глубинной сущности предметов и процессов, которые находятся в фокусе науки.

В науке выработан свой особый язык, разработаны специфические методы исследования действительности. Познание здесь происходит опосредованно, через соответствующий инструментарий, который наилучшим образом подходит для выявления закономерностей движения различных форм материи. В качестве основы для обобщающих выводов в научном познании используется философия.

Все стадии научного познания сведены в систему. Изучение явлений, наблюдаемых учеными в природе и обществе, происходит в науке планомерно. Выводы делаются на основе объективных и проверяемых фактов, они отличаются логической организованностью и обоснованностью. Научное познание использует свои способы обоснования достоверности результатов и подтверждения истинности добытых знаний.

Стадии научного познания



Познание в науке начинается с постановки проблемы. На этом этапе исследователь очерчивает область исследований, выявляя уже известные факты и те стороны предметной действительности, знание о которых не является достаточным. Ученый, ставя перед собой или научным сообществом проблему, обычно указывает на границу между известным и неизвестным, которую требуется перейти в процессе познания.

На второй стадии процесса познания происходит формулирование рабочей гипотезы, которая призвана разрешить ситуацию с недостаточным знанием о предмете. Суть гипотезы состоит в выдвижении обоснованного предположения, имеющего в своей основе некоторый набор фактов, подлежащих проверке и объяснению. Одно из основных требований к гипотезе состоит в том, что она должна быть проверяемой методами, принятыми в данной отрасли знания.

На следующем этапе познания ученый проводит сбор первичных данных и систематизирует их. В науке широко используются для этой цели наблюдение и эксперимент. Сбор данных носит системный характер и подчиняется принятой исследователем методологической концепции. Сведенные в систему результаты исследований дают возможность принять или отвергнуть выдвинутую ранее гипотезу.

На завершающей стадии научного познания происходит построение новой научной концепции или теории. Исследователь обобщает результаты работы и придает гипотезе статус знания, обладающего свойством достоверности. В результате на свет появляется теория, которая по-новому описывает и объясняет некоторую ранее очерченную ученым совокупность явлений.

Положения теории обосновываются с позиции логики и приводятся к единому основанию. Иногда в ходе построения теории ученый наталкивается на факты, не получившие объяснения. Они могут послужить отправной точкой для организации новой исследовательской работы, что позволяет обеспечить преемственность в развитии концепций и делает научное познание бесконечным.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше