Совет 1: Методы и принципы культурологических исследований

По сравнению с историей и философией, культурология - молодая наука. Однако на сегодняшний день она обрела богатый методологическимй аппарат, позволяющим проводить грамотные научные исследования.

В чем заключается предмет культурологии?

Существует две точки зрения в отношении предмета культурологии. Согласно первой, культурология выступает только составной частью иных гуманитарных дисциплин: социологии культуры, философии культуры и других. Более прогрессивным является второй подход. Он обособляет культурологию и присваивает ей статус самостоятельной системы знаний.

Действительно, предметом культурологии является анализ культуры в ее непосредственных проявлениях, в которых она выступает как уникальный способ самого бытия человека. Таким образом, культурология изучает не только конкретные формы культурных проявлений, но и выделяет общие принципы функционирования и развития культуры.

Методы изучения культуры

Поскольку культурология насыщена всевозможными межпредметными связями, она включает в себя множество различных культурологических методов, а также методы смежных наук. И это только углубляет ее исследовательский базис, поскольку для изучения конкретного предмета эффективно использовать целый комплекс методов.

1. Синхронический метод состоит в изучении культурного феномена на определенном этапе его развития.

2. Диахронический метод анализирует явления культуры в их временном развитии или хронологической последовательности. Поскольку культурные факты следует не только изложить, но и обобщить, диахронический метод часто используется в паре с синхроническим.

3. Сравнительно-исторический метод позволяет посредством сравнения разных культур выделять повторяемость различных культурных явлений и обобщать научные данные.

4. Системный метод рассматривает конкретную культуру как единое целое, отдельные элементы которого находятся в тесной взаимосвязи.

5. Семиотический метод интерпретирует культурную среду как особую знаковую систему.

6. Биографический метод посвящен анализу продуктов культуры через «линии жизни» их творцов.

Принципы культурологического анализа

Сложность самого предмета культурологии, а также богатство ее междисциплинарных связей привели к появлению большого количества принципов культурологического исследования. Важнейшими из них являются принципы историзма и целостности.

Принцип историзма основан на том, что все отдельные события, явления и факты культуры следует рассматривать исходя из особенностей времени их создания, а также различных социальных, политических и экономических условий. Культура, согласно этому принципу, есть «надстройка» над «базисом» социально-экономических отношений, от которых она напрямую зависит. На характер этих особенностей и следует обращать внимание исследователю.

Принцип целостности состоит в том, что каждый отдельный этап культурного развития необходимо изучать во всем многообразии включенных в него фактов и событий культуры.

Эти два принципа являются наиболее важными потому, что они напрямую направлены на поддержание объективности культурологического исследования. Она указывают на то, что никакие мировоззренческие и политические позиции не должны управлять ученым при анализе сложного и многообразного измерения человеческой культуры.

Совет 2: Что такое культурология

Культурология – междисциплинарный комплекс, объединяющий исторические, философские, социологические, антропологические, филологические, искусствоведческие представления о культуре.
Инструкция
1
Культура – чрезвычайно широкое понятие, включающее в себя все, что было создано, создается сейчас и будет создано в процессе материальной и духовной деятельности человеческих сообществ. Культура включает в себя и сферу ценностей, и уровень технологического развития цивилизации, и верования, и искусство, и специфику социального поведения. Поэтому наука о культуре – культурология – сразу возникла на стыке наук, область которых так или иначе связана с представлениями о культуре – философии, антропологии, лингвистики, истории, искусствоведения, психологии. Объектом исследования в культурологии является достаточно широкий круг гуманитарных и социальных явлений и проблем, изучение которых невозможно в рамках отдельных дисциплин.
2
Культурология рассматривает культуру как целостность, в рамках которой возможно выделение определенных систем и подсистем – экономической, политической, строительной культур, повседневно-бытовой культуры, художественной и т.д. Эти системы взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Поэтому культурологии понадобился комплекс специфических методов исследования – так называемых «трансдисциплинарных» – в которых методологический аппарат одних дисциплин используется в контексте других, зачастую весьма далеких друг от друга. Так, например, в культурологическом анализе символического обмена методы экономического и социологического анализа вполне успешно используются в контексте искусствознания.
3
Выделяют три направления культурологического знания: гуманитарное, социально-научное и прикладное.Для гуманитарного направления характерно использование методов описания культурных явлений и их интерпретации (философской, искусствоведческой, исторической и т.д.). Социально-научное направление пользуется экспериментом, методом наблюдения - и объясняет полученные данные (с позиции социологии, антропологии, психологии и т.д.) Эти два направления являются основой фундаментального кульутрологического знания. Прикладное направление вычленяет из целостности культуры определенные ее системы и подсистемы (экономическая, политическая, повседневно-бытовая и т.д.) и определяет направления их развития, прогноза, проектирования и изменения актуальных социокультурных процессов.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше