«Тот самый Мюнгхаузен» – интересный советский фильм, философская драма с элементами комедии, сценарий к которому написал российский заслуженный драматург и сатирик Григорий Горин, а режиссером выступил легендарный деятель театра и кино Марк Захаров. Картина, вышедшая на экраны в 1980 году уверенно держит рейтинг выше восьми на Кинопоиске и IMDb, и в числе ее особенностей – великолепный юмор, прекрасные диалоги, разобранные на цитаты «в народ», потрясающая игра актеров, звездный состав актерской и съемочной группы.

Сюжет фильма

События разворачиваются в немецком городке Гановере 30 мая 1779 года. Барон Мюнгхаузен живет в родовом замке вместе с возлюбленной Мартой. Чтобы обручиться с девушкой, ему нужно получить разрешение на развод с Якобиной фон Дуттен, женщиной, на которой Карла Мюнгхаузена женили в юности из практических соображений. У откровенно нелюбящей друг друга пары даже родился сын Феофил, который под влиянием мамочки вырос инфантильным и ненавидящим родного отца.


Развод может позволить только местный герцог, но Якобина и ее любовник Генрих Рамкопф, несмотря на все усилия Карла, всячески препятствуют этому. Якобина желает объявить мужа невменяемым и завладеть всем имуществом Мюнгхаузена, заодно сохранив баронский титул.

У планов коварной Якобины есть все шансы воплотиться в жизнь. Дело в том, что барон – отчаянный фантазер, известный всей округе своими байками. Свободолюбивый, живущий мечтами и любовью к миру, он рассказывает о своих встречах с Ньютоном и Шекспиром, о вишневой косточке, выросшей на голове животного в настоящее дерево, о том, как он тащил себя из болота за волосы. Карл утверждает, что никогда не врет, и часто, к удивлению окружающих, его рассказы воплощаются в реальность.

И вот однажды герцог, повздорив с супругой, подписывает все прошения о разводе, скопившиеся у него в кабинете, крича «Всех на волю!». Якобина в ужасе пытается исправить ситуацию, а Марта боится, что ее возлюбленный Карл может испортить все очередной фантазией.

Так и происходит – в суде Мюнгхаузен утверждает, что сегодня 32 мая, согласно его астрономическим наблюдениям. Вспыхивает настоящий скандал, суд отказывается утверждать развод, если барон письменно и прилюдно не отречется от всех своих фантазий. Для него это смерти подобно. Но самое страшное ждет его чуть позже, когда Марта, нежная, все понимающая и прощающая Марта, требует того же самого, поставив Карла перед выбором – или его фантазии, или она.

После отречения Карл инсценирует самоубийство и становится угрюмым затворником, поменяв имя и личность, лишившись всего, что было смыслом его жизни. Марта добилась, чего хотела, но этого нового Мюнгхаузена, точнее, цветочника Мюллера, она любить не в силах.


Тем временем воодушевленная Якобина, унаследовавшая все имущество мужа, делает из него народного героя, вспоминая его байки и купаясь в лучах его славы, готовится издать мемуары об их любви и его путешествиях. Постепенно Мюнгхаузен становится мертвым героем, символом города, его легендой, ему посвящают песни и картины, называют гением своего времени, а живой он не нужен никому. И вот однажды барон решает воскреснуть...

В главных ролях

Олег Янковский

Янковский, сыгравший Мюнгхаузена, безупречно воплотил на экране образ своего героя. Но Захарову пришлось долго уговаривать худсовет студии в том, что именно этот актер подходит на роль Мюнгхаузена, человека, наполненного внутренней свободой и доброй иронией, верой в чудо и в людей.

Янковский родился в Казахстане в 1944 году, в семье с польскими и белорусскими корнями. Родители любили искусство, обладали огромной библиотекой и смогли передать своим трем сыновьям увлечение классическим театром, литературой, живописью. Олег закончил Саратовское театральное училище и стал выступать в местном драматическом театре. В кино попал случайно – режиссер знаменитого киноромана «Щит и меч» искал актеров для своего фильма и случайно заметил Олега, молодого театрала с «типично арийской внешностью»в ресторане Львова, где обедала приехавшая на гастроли труппа Саратовского театра.


За этим последовала насыщенная и яркая карьера Янковского, известного деятеля российской культуры. В 2008 году актер серьезно заболел и спустя год скончался. Был похоронен в Москве 20 мая 2009 года. Проститься с любимым актером пришли тысячи людей.

Елена Коренева

На роль Марты долго не могли подобрать подходящую актрису. На роль пробовались настоящие звезды: Ирина Мазуркевич, Татьяна Догилева, но все они категорически не устраивали Захарова. Коренева оказалась в съемочной группе почти случайно и после довольно долгих поисков.

Елена родилась в Москве 1953 года у родителей, которые долгие годы проработали в «Мосфильме». Разумеется, свое будущее она связывала исключительно с волшебным миром кинематографа. Окончила Высшее театральное училище, трудилась в театре, дебютировала на экране уже в 16 лет, в комедийном фильме отца. На счету Кореневой более 60-ти работ в кино, несколько книг и огромный вклад в российское искусство.


Елена активно занимается общественной деятельностью, благотворительностью, поддерживает оппозицию, в том числе Навального, осуждает «аннексию Крыма», выступает на антивоенных и политических митингах. У нее масса театральных и литературных наград, кинопремий, но государственных наград ее не удостоили.

Инна Чурикова

Чурикова – заслуженная актриса, народная и знаменитая, полный кавалер ордена «За Заслуги перед Отечеством». Ей потрясающе удалась роль Якобины Мюнгхаузен, властной, жадной, циничной и капризной женщины, умело манипулирующей окружающими.

Родилась Чурикова в Башкирии осенью 1943 года в семье «научников». Отец преподавал в аграрном университете, а мать была доктором сельскохозяйственных наук. Дочь не пошла по стопам родителей, выбрав для себя творческую карьеру. После школы Инна закончила Высшее театральное училище с красным дипломом и работала в московских театрах. В кино дебютировала еще студенткой, снявшись в антирелигиозном фильме 1960 года «Тучи над Борском».


Актриса работает и сегодня. В последнее время появлялась в современных комедиях и многосерийных проектах, заодно выступая и на театральных подмостках. У нее масса государственных и театральных наград.

Второстепенные мужские роли

Александр Абдулов сыграл роль любовника Якобины, чванливого подкаблучника Генриха Рамкопфа. Абдулов родился в Тюменской области в 1953 году в семье театралов. Но он не собирался связывать свою жизнь театром, занимался фехтованием, получил несколько спортивных наград и разрядов. А потом, по настоянию родителей, поступил в ГИТИС. Много работал в кино и снимался в театре, стал одним из самых известных и титулованных актеров Советского Союза, а затем и России. Умер в январе 2008 года.

Леонид Броневой исполнил в фильме роль герцога. Это один из самых заслуженных и многажды награжденных актеров, легенда российского кино, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», как и Чурикова. Родился в Киеве 1928 года, умер в Москве в 2017 году.

Бургомистра на экране воплотил Игорь Кваша, сын ученого, известный российский актер, сын ученого-химика, родившийся в Москве 1933 года. Он увлекся театром в маленьком сибирском городке Ленинс-Кузнецкий, куда семью эвакуировали с началом войны. В последние годы вел активную общественную деятельность, критиковал правительство и нечестные выборы. Умер в 2012 году.


Владимир Долинский, актер, сыгравший пастора, получил известность благодаря этой работе. Он родился в 1944 году в Москве, закончил Щукинское училище, играл в театре миниатюр. Появился в кино с 1965 года, выступая в основном в эпизодических ролях. После «Мюнгхаузена» стал известен и в общей сложности на его счету за всю карьеру более сотни ролей в кино. Актер снимается до сих пор.

Юрий Катин-Ярцев стал в фильме Томасом, верным слугой барона. Именно он узнал хозяина в опустившемся угрюмом цветочнике, когда все были убеждены, что Мюнгхаузен умер. Юрий – представитель древнего русского дворянского рода из Рязани. Родился летом 1921 года в Москве, закончил театральное училище им. Щукина, всю жизнь работал в театре на Малой Бронной и считался одним из лучших в России преподавателем актерского мастерства Дебютировал в кино в 1954 году и за свои роли быстро стал народным любимцем. Умер в 1994 году.


Сына барона и Якобины Феофила сыграл знаменитый Леонид Ярмольник, родившийся в селе приморского края в 1954 году и ставший одним из любимых зрителями актеров кино. Все детство провел во Львове, активно занимаясь спортом, закончил Щукинское училище, работал в театре. Леонид дебютировал в кино в 1974 году и сделал блестящую карьеру. После развала СССР отказывался от государственных наград, не считая их весомыми в нынешней ситуации. Активно занимается защитой животных, критикует власть, но в то же время считает Крым исконно русской землей. В последние годы часто оказывался в центре внимания СМИ из-за скандального поведения.

Второстепенные женские роли

Любовь Полищук – певица, актриса, педагог и театральный деятель. Она сыграла роль Маленькой Берты. Родилась актриса весной 1949 года в Омске, с детства мечтала заниматься искусством. В балетную школу ее не взяли из-за высокого роста и она отправилась петь в школьном хоре. Закончила ВТМЭИ при Росконцерте, работала в Омске артисткой разговорного жанра, затем переехала в Москву. Стала известной благодаря роли танцовщицы в «Двенадцати стульях», в общей сложности сыграла 92 роли в кино. Умерла в 2006 году.


Нина Палладина, воплотившая на экране образ советницы герцога, – в основном, театральная актриса, мало известная кинозрителю. Родилась она в 1933 году в столичном роддоме, отучилась в школе-студии МХАТ, дебютировала в кино в эпизоде фильма «Поединок» 1957 года, снятого по одноименной повести Куприна. На съемочных площадках кино работала всего в 14 фильмах, причем ее фамилию постоянно искажали в титрах. Умерла в 1996 году.

В эпизодах

В небольшом эпизоде фильма, роль одного из придворных в свите герцога, сыграл сам Григорий Горин. Так как картина снималась большей частью в Германии, в кадрах массовки участвуют коренные жители тех мест, одетые в соответствующие костюмы. Более полный список актеров и их ролей с соответствующими фото можно увидеть в википедии.


«Тот самый Мюнгхаузен» – фильм, вошедший в классику российского кино, шедевр юмора, образности и драматической игры актеров, гармония декораций, костюмов и движений, идеальное сочетание скрупулезно проработанных деталей, глубокой эмоциональности и профессионально отточенного артистизма. Фильм, построенный, как историческая реконструкция, не смущает анахронизмами и точно доставит удовольствие даже современному избалованному зрителю.