Имя Майка Науменко известно всем поклонникам русского рока. Он стал популярен еще в 80-х, выступал на квартирниках, в Ленинградском рок-клубе, на концертах в Домах культуры. Его песни до сих пор любят почитатели его творчества, а имя стоит в одном ряду с такими легендарными исполнителями, как: Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Юрий Морозов, Александр Лаэртский, Владимир Шахрин, Олег Гаркуша.

Детские годы

Михаил родился в семье коренных ленинградцев в 1955 году. Отец работал в одном из институтов преподавателем, а мама была библиотечным работником. Воспитанием мальчика в основном занималась бабушка, она и привила ребенку любовь к чтению и литературе.

Уже в детском саду Михаил постоянно выступал на детских праздниках и декламировал стихи, за что пользовался особой любовью у воспитателей. Музыкой он совершенно не интересовался, никогда не занимался пением или игрой на музыкальных инструментах, а участие в художественной самодеятельности полностью им игнорировалась. Даже в школе в начальных классах его никто не мог заставить выступать на праздничных концертах перед учителями. Так было до тех пор, пока в доме не появилась гитара и первый магнитофон, которые ему подарили родители на шестнадцатилетие.

Гитарой Михаил увлекся сразу и начал самостоятельно изучать нотную грамоту и подбирать аккорды к известным композициям. При этом идти учиться музыке он отказывался, считая, что со своим терпением и настойчивостью сам справится с поставленной целью.


В школе с углубленным изучением английского языка, куда отправили Михаила, он был прилежным учеником, учился на «отлично» и мог с легкостью поступить в любой гуманитарный вуз. Но свое знание иностранного языка он применил совершенно в другой области. Уже будучи подростком, он стал переводить зарубежную литературу, посвященную рок-музыке, и стал одним из лучших специалистов этого направления.

Освоив гитару, постоянно слушая записи известных англоязычных исполнителей рока, он сам стал сочинять свои первые песни и пробовать выступать с различными группами, которые начали в те года появляться в стране. Тогда его и стали называть Майком и это имя прочно закрепилось за музыкантом. Но даже это увлечение рок-музыкой не стало решающим в выборе профессии.

После школы Майк поступил в ЛИСИ и начал успешно осваивать новую профессию, чтобы получить высшее образование и начать работать по специальности инженера. Учиться ему нравилось, но в тоже время особого интереса к техническим наукам он не проявлял. С большим трудом ему удалось отучиться до пятого курса, но дальше дело не пошло и институт Майк бросил. Не помогли даже уговоры родителей и несколько академических отпусков, которые он успел взять за время учебы.

Творческий путь

Музыка все больше увлекала юношу, и постепенно он начал все больше времени уделять написанию песен и выступлениям с разными группами. Он играл у Владимира Козлова в его коллективе «Союз любителей музыки рок», затем немного у Бориса Гребенщикова в «Аквариуме», совершил путешествие по русской глубинке вместе с группой «Капитальный ремонт».


В конце 70-х был записан первый совместный альбом с Гребенщиковым под названием «Все братья – сестры». Это был акустический альбом, записанный на набережной Невы, в котором музыканты использовали только гитары и губную гармошку, а запись делали на старенький магнитофон. Конечно, говорить о каком-то, даже немного приемлемом качестве записи не приходится, она получилась ужасной.

Через год Майк договорился со студией Большого Театра Кукол в Ленинграде, где ему разрешили записать сольный альбом. Он назывался «Сладкая N и другие». Для записи альбома Науменко пригласил своих друзей Вячеслава Зорина и Бориса Гребенщикова, потому что собственного коллектива у него на тот момент еще не было. Альбом моментально разошелся среди поклонников Майка и его даже стали называть «наш ленинградский Боб Дилан».

От всех композиций альбома веяло шестидесятыми, рок-н-роллом и блюзом. Композиция «Пригородный блюз» стала одной из самых любимых не только у музыканта, но и у его поклонников, которых уже появилось не мало. Некоторые фразы из песни в дальнейшем были изменены, когда Майк начал выступать на сцене Ленинградского рок-клуба. Цензура их просто не пропустила. Еще одним хитом альбома стала композиция, которую Майк сочинял больше года, называлась она «Дрянь». Любители рока говорили, что мелодию Майк позаимствовал у T.Rex и Моррисона, тем не менее «Дрянь» стала классикой не только в репертуаре Науменко, но и всей рок-музыки 80-х годов. После смерти певца разрешение на исполнение композиции от бывшей жены Науменко получила группа «Крематорий». Ее также исполняла известная рок-певица Ольга Першина.

Об альбоме «Сладкая N» ходили разные слухи, и поклонников часто интересовало, кто же стал прообразом этой женщины. Сам Майк утверждал, что ее не существует, но при этом он отчаянно влюблен в нее. Впоследствии продюсер А. Кушник говорил, что Майк пел об одной известной художнице Татьяне Апраксиной, но все же это был больше собирательный образ и недосягаемый идеал женственности.

«Зоопарк»

Записав свой первый альбом, Майк впервые начал создавать собственный коллектив, придумав ему название «Зоопарк». Уже в 1981 году их приняли в состав рок-клуба, а сам Науменко кроме работы со своей группой записал несколько композиций с Виктором Цоем и даже выступал с ним на концертах, исполняя гитарные партии. Одна из любимейших песен Виктора и Майка была «Видели ночь», они сочинили и записали ее совместно, и часто исполняли на концертах, проводимых рок-клубом.


В начале 80-х Майк довольно часто проводит квартирники вместе с Цоем. Запись одного из таких домашних концертов можно найти и сегодня, под названием «Концерт у Павла Краева». В одном из спальных районов Ленинграда часто собирались начинающие и уже известные исполнители русского рока, в числе которых был и Науменко. В то время такие концерты проводить было опасно: музыкантов, участников и устроителей квартирников преследовала милиция и проводились они в условиях полной конспирации.

Популярность Майка начинает быстро расти. Он выступает в Москве, где его концерты собирают даже больше поклонников, чем в родном Питере. Затем начались гастроли по всему Союзу и запись еще нескольких альбомов, ставших не менее популярными, чем первый.

Последние годы

К началу 90-х Майк все больше устает от концертной деятельности и постепенно прекращает появляться перед зрителями. Он начинает увлекаться алкоголем и его здоровье резко ухудшается. Все свои новые сочинения он выбрасывает, ему ничего больше не нравится.

Последнее появление Майка на сцене было в 1991 году, на 10-летие рок-клуба в Ленинграде. В августе этого же года Майк умирает от кровоизлияния в мозг.

Вокруг его смерти до сих пор еще много слухов, но родственники считают, что ничего странного в его смерти нет. На Майка напали у подъезда, когда он возвращался с одной из вечеринок, и избили. Он пролежал до утра на улице, а когда его нашли, перенесли в квартиру и вызвали скорую, было уже поздно.


Личная жизнь

У Майка была единственная жена Наталья. У пары родился сын, с которым отец так и не нашел общего языка.

Отношения с женой стали ухудшаться после того, как Майк прекратил выступать, начал все больше впадать в депрессию и пить. Они развелись за несколько дней до его смерти.