Ранние годы

Максимилиан появился на свет в семье польского еврея в 1872 году. С раннего детства мальчику пришлось помогать многодетным родителям и учиться зарабатывать на хлеб. Семилетним ребенком Максимилиан разносил в антракте спектаклей сладости, тогда он впервые побывал в театральном закулисье, которое его поразило. В восемь лет он прислуживал аптекарю и познакомился с основами химии и фармацевтики. А девятилетним, будучи в подмастерьях у стилиста, научился делать настоящие парики. Едва достигнув четырнадцати, Факторович устроился московский Большой театр. На должности помощника гримера он приобрел навыки, которые помогли ему в дальнейшем.

Начало карьеры

Следующим этапом его биографии стало несение армейской службы. После этого Факторович начал собственное дело. Это произошло в Рязани в 1895 году. Весь товар в его магазине: пудра, румяна, кремы, парики, был изготовлены им самим. Театральная труппа, которая однажды посетила город, донесла новость о талантливом мастере до столицы. Кроме создания косметической продукции Факторович часть времени посвящал общению с покупателями, давал им советы как выделить лучшие черты и спрятать недостатки лица.

Вскоре Максимилиана пригласили в Петербургский Оперный театр. В его ведении находились костюмы и работа с гримом. Образы актеров, созданных Факторовичем, вызывали восторг среди знатной публики и даже самого императора. Среди специалистов по гриму в русских театрах и при царском дворе он считался лучшим. Его везде сопровождала охрана, даже собственный магазин он не мог посетить в одиночестве. Тем более, что случайное знакомство с одной из посетительниц Эстер Розой переросло в бурный роман. Сочетаться узами брака Максу пришлось тайно, и также скрытно потом навещать жену и появившихся детей. Во дворце Николая II он чувствовал себя как пленник.

Фактор в Голливуде

В 1904 году знаменитый гример уехал в США. Он считал дальнейшее пребывание в России опасным из-за антисемитских настроений, поэтому покинул ее с супругой и детьми. Имя эмигранта превратилось в короткое и звучное Макс Фактор. Новоявленный американец открыл бизнес в Сент-Луисе. С переездом в Лос-Анджелес продукция появилась на прилавках магазина на Голливудском бульваре. Соседство с «Фабрикой грез» принесло заведению большую популярность в актерской среде, именно здесь они приобретали грим и парики. Магазин Макса представлял на Западном побережье продукцию ведущих фирм по производству театрального грима.

Быстрое развитие кинематографа привело к тому, что изменились требования создателей картин к существующему гриму. Продукт создавался из смеси жира, муки и крахмала. Его накладывали толстым слоем, и на экране лица героев казались «омерзительными и пугающими». Грим трескался и отваливался при малейшем движении. Новый продукт Макса оправдал надежды создателя и приобрел небывалую популярность. С использованием «экранного макияжа» исполнители смотрелись более натурально, новый продукт был жидким и имел двенадцать оттенков цвета. В 1914-м Макс научился с помощью расплавленного воска создавать «капли на глазах». Гениальный комик Чарли Чаплин и его коллеги по цеху были в восхищении от новшества и широко использовали его на съемках. Сам Фактор подчеркивал, что «удачный грим не заметен».

«Для звезд – и для вас»

Фактор мечтал сделать косметику достоянием всех женщин без исключения. Новинки, которые демонстрировали актрисы, моментально появлялись на полках его магазинов. Затаив дыхание, дамы наблюдали на экранах за прекрасными в виде сердечка контурами губ Клары Боу, очаровательным взглядом Гретты Гарбо, который подчеркивали тени и макияжем Рудольфо Валентино.

В 1918-м возникла теория о «Цветовой гармонии». Ее автор считал, что макияж сочетается с оттенком кожи, глаз и волос. Так появилось выражение «make up», дословно обозначающий «сделать лицо».

Во время посещения Европы в 1922 году, его не приняли в немецкой фирме Лейхнер. Тогда Фактор решил прекратить их многолетнее сотрудничество и продавать грим исключительно под своим брендом «Max Factor». Удобная упаковка в виде тюбика вскоре вытеснила конкурентов. Большую помощь в делах Максу оказывали сыновья Дэвис и Фрэнк, империя красоты превратилась в семейный бизнес. Для продвижения своей продукции они привлекали известных актеров, и те любезно соглашались на съемки практически бесплатно. Так они выражали свое признание великому мастеру. В1926 году он создал водостойкий грим, а в 1928-м закончил линию косметики для черно-белого кино. Его вклад в кинопроизводство был вполне заслуженно оценен премией «Оскар».  Следующим итогом творчества стала косметика для звукового кинематографа.

К 1935 году распахнула двери Студия макияжа. Четыре зала предназначались различным типажам: голубую комнату отдали светловолосым, зал в зеленом цвете – обладательницам рыжих волос, брюнетки прямиком отправлялись в розовый, а темно-русые, «браунетки, как называл их мастер, выбирали персиковый. Здесь же располагался «Калибратор красоты». С помощью аппарата определялись параметры лица модели.

Важнейшим изобретением Макса стал «блинчик» - грим для цветного кино, это произошло в 1937 году. Создатели картины впервые указали имя Фактора в титрах.

Наследство «Голливудского волшебника»

На пике своей карьеры Макс Фактор неожиданно тяжело заболел и вскоре его не стало. Причиной серьезного недомогания был стресс, который он испытал, получив анонимное письмо с угрозами.  

Империя осталась в руках сыновей, которые продолжали его дело. Они создали тушь, которая не боялась воды и подводку для глаз, лак для ногтей и жидкий тональный крем. Кроме этого, оформили патент на макияж для телевидения. Как и прежде, звезды кино считали за честь рекламировать товары «Max Factor».

В 70-е годы компания пережила большие перемены. Сначала от дел отошел представитель старшего поколения Сидней, затем семейный бизнес покинули несколько молодых членов семьи Факторов. В 1976 году в компании не работал ни один прямой наследник основателя корпорации, а через десять лет она была продана компании «Revlon». Через несколько лет новый хозяин, почти банкрот, перепродал линию компании «Procter & Gamble». В 1993-м полюбившаяся продукция вышла в темно-синей и золотой упаковке. Мировой бренд с почти вековой историей, объединяет классику и новые технологии. Он находится в числе лидеров современной косметики и остается популярным, потому что женщины хотят быть красивыми во все времена.