Что такое коммуникация

Вообще, если рассматривать сам термин «коммуникация», то он пришел в русский язык от слова communico (лат.), что означает «совместный» или «общий». В связи с таким определением и начали говорить, что коммуникация – это общение.

Другими словами, коммуникация – это такие ситуации, при которых двое или больше людей говорят друг с другом на знакомые им темы. При этом люди во время общения могут спорить, давать друг другу советы, высказывать собственном мнение или выражать свои мысли иным способом. Собеседник в процессе общения будет принимать поступающую информацию и предоставлять в ответ свою реакцию.

Классификация и структура

Коммуникация – это достаточно сложное понятие, у которого есть своя структура. Всю коммуникацию можно поделить на две основных группы – это коммуникация между несколькими людьми (она же межличностная) и коммуникация между компаниями (она же организационная). Межличностная коммуникация делится, в свою очередь на неформальную и формальную.

Из всех этих наименований групп и подгрупп становится ясно, что существуют виды коммуникации, проводимые по определенным правилам, с необходимой интонацией, а также с официальностью, присущей определенным мероприятиям.

А существует и неформальная коммуникация, при которой люди общаются с друзьями, семьей или просто со знакомыми, не соблюдая при этом никаких предписаний или правил. При неформальной коммуникации (общении) с другими людьми человек ведет себя непринужденно и естественно.


Организационная коммуникация делится на внешнюю, происходящую между какими-либо организациями и окружающей средой, и на внутреннюю, при которой общение выстраивается между подразделениями в определенной компании.

Но и здесь есть свое разделение в коммуникации – это горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной коммуникации общение происходит между отделениями, находящимися на одном уровне, а при вертикальной – между подчиненными и начальниками.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, существующее в любой сфере человеческой жизни и требующее определенного понимания и подхода.

Ключевые понятия из сферы коммуникации

К основным определениям, относящимся к сфере коммуникации, можно отнести следующие:

  1. Культура речи – корректное и правильное во всех отношениях использование основных языковых элементов общения. Любой человек, знающий правила русского языка и русской речи, знает, как правильно использовать слова и как вести себя в зависимости от обстановки.
  2. Речевое общение – целенаправленное или же случайное применение конструкций речи для озвучивания собственного мнения, а также для поддерживания темы разговора.
  3. Речевое поведение – применение определенных словесных оборотов в зависимости от определенной ситуации (в школе, в семье, в кругу друзей и т.д.).
  4. Речевое событие, состоящее из двух элементов – это определенная жизненная ситуация или обстановка, в рамках которой происходит диалог, а также сам язык, посредством котором и совершается разговор.
  5. Речевая деятельность – целенаправленное, обособленное воздействие на одного или нескольких граждан посредством языка.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, состоящее из большого количества структур языка, принимающих участие в обмене информационными данными.


Вербальная и невербальная коммуникация

Общение (коммуникация) – это сложный и разноплановый процесс установления и последующего развития контактов между несколькими людьми. Порождается коммуникация потребностью в деятельности и обмене информационными данными.

Всего существует два основных вида коммуникации:

  1. Вербальное. Под вербальной коммуникацией понимается такое общение, при котором люди обмениваются информацией с помощью предложений и слов. Такое общение проходит в письменной или устной форме, а на выходе получаются слова и звуки.
  2. Невербальное. Невербальная коммуникация между людьми – это выражение эмоций и невербальные действия – мимика, жесты, а также интонация, положение тела и иные данные.

Важный момент: виды и понятия средств невербального общения – занимательная тема для исследования, ведь именно невербальное общение позволяет значительно прочувствовать собеседника и получить его расположение.

Как партнеры воздействуют друг на друга во время коммуникации

При общении между собеседниками происходит подсознательное доминирование кого-либо из собеседников. Доминирующий человек способен убедить в чем-нибудь или, наоборот, разубедить другого. Также он может дать совет или осудить за проступок. На основании всего этого можно выделить 4 научных способа воздействия одного человека на другого:

  1. Заражение. Это ситуации, при которых человек невольно, бессознательно подвергается определенному психическому состоянию. То есть это те случаи, при которых партнер прямо заражает другого человека определенными идеями, заполняющими все остальное.
  2. Внушение. Под внушением понимается целенаправленное и ничем не аргументированное воздействие одного человека на другого. Очень часто можно встретить подобный метод коммуникации в магазинах – некоторые продавцы способны буквально всунуть и заставить купить определенные товары.
  3. Убеждение. Данный способ основан, в первую очередь, на том, чтобы при помощи использования аргументов и доводов добиться положительного или же отрицательного действия о человека, принимающего информацию. То есть один человек говорит другому человеку обоснованную информацию для того, чтобы собеседник сделал необходимые выводы и сделал определенные действия.
  4. Подражание. Если сравнивать с заражением и внушением, подражание отличается от обоих этих действий не простым принятием черт собеседника, а воспроизведение поведения. То есть человека старается вести себя и говорить также, как и его собеседник. Практическая польза – убеждение и раскрепощение собеседника во время коммуникации.

Зная все эти приемы, человек может во время общения если не манипулировать собеседником, то хотя бы найти с ним общий язык вне зависимости от тематики.


Важный момент: вне зависимости от способа коммуникации, главная ее цель – это донесение необходимых и важных информационных данных таким образом, чтобы другой человек (собеседник) осознал, о чем именно идет речь в диалоге. Тем не менее, использование некоторых речевых оборотов и элементов невербального общения не даст никаких гарантий того, что человек принял и понял информацию.

Базовые элементы коммуникации

Всего есть 4 важных звена коммуникационных процессов:

  • получатель – тот, кто слушает и воспринимает получаемую информацию;
  • поток связи – средства, методы и способы передачи информации;
  • сообщение – информация, доносимая до собеседника;
  • отправитель – человек, отправляющий и доводящий необходимую информацию до другого человека (получателя).

Из этого следует, что определение коммуникации и коммуникативных процессов говорит об их взаимодополняемости.

Чем отличаются друг от друга коммуникация и общение

Коммуникация и общение, относящиеся к социальным процессам обмена информации, все же между ними есть некоторые отличия:

  1. 1.       В процессе общения, в отличие от коммуникации, важным моментом является не только получение данных и проведение их анализа, но также и такие моменты, как общий эмоциональный фон и содержание передаваемой информации.
  2. 2.       Главная, основная функция общения – это установление максимального контакта между собеседниками, а главная функция коммуникации – это установление и подбор средств связи, то есть выбор (в зависимости от ситуации) невербальных и вербальных средств выражения собственных мнений каждого из собеседника.
  3. 3.        Общение – общее определение, в которое также входит в «коммуникация».

Коммуникация – это многоплановое определение, которое требует более тщательного изучения и рассмотрения для донесения необходимой информации. Человек, зная все особенности и тонкости коммуникационных процессов, сможет получать о собеседников всю ту информацию, которая ему необходима


.

Используя речевые обороты и невербальные методы общения, можно уметь создавать отличную среду для дальнейших коммуникативных процессов. Однако важно знать правила коммуникации и соблюдать цензуру в зависимости от обстановки. Знание и соблюдение простых правил будет отличным залогом хорошего общения.