Освоение профессии   

Кто-то из авторитетных критиков заметил, что на таких актрисах, как Екатерина Алексеевна Воронина держится весь советский и российский кинематограф. В ее активе числятся роли главные и эпизодические, содержательные и легковесные. Работа на сцене и в кино дается ей легко, без видимого напряжения. Биография Ворониной коротка и, в некотором смысле, аскетична. Екатерина Алексеевна родилась в 1946 году. Обыкновенная девчонка-москвичка. Рядовая советская семья. Правильное воспитание – ребенка не баловали, но и ремнем не наказывали.


     

В школе училась хорошо. Дисциплину не нарушала. Когда пришла пора выбирать профессию, решила поступать во ВГИК. Дома к выбору дочери отнеслись спокойно, родители ей доверяли. Получив 1970 году высшее образование и специальность «актриса театра и кино», пришла работать на киностудию имени Горького. Никто из маститых режиссеров ей серьезных ролей не предлагал. Зато от ухажеров приходилось в буквальном смысле слова отбиваться. Она была привлекательной девушкой и настолько же серьезной. Отчасти это свойство характера объясняется тем, что предки ее родителей были выходцами из старообрядцев.

Екатерина добросовестно, с полной отдачей выполняла любую работу. Снималась в короткометражных фильмах. Озвучивала роли. И постепенно отношение к ней стало меняться от снисходительного до уважительного. Зрители замечали даже эпизодические роли, которые играла Воронина. Разумеется, молодая актриса много работала, оттачивала определенные навыки, накапливала опыт. Современный кинематограф технически и организационно сложное производство. Прежде чем фильм появится на экране, выполняется большой объем работы, где не требуется таланта, музыкального слуха или вокальных данных.

На первых порах Воронина работала в «скрытом» режиме. Ее фамилия даже не попадала в титры. Так в лентах «Москва – Кассиопея» и «Юнга северного флота» Екатерина снималась в кратких эпизодах. Создатели картин не посчитали нужным указать ее имя в выходных данных. Подобные случаи не считались дискриминацией, просто в системе действовали такие правила. Молодая актриса прекрасно это знала и принимала как должное. В скором времени с ней познакомился уже знаменитый актер Сергей Никоненко, который, расширяя свой творческий диапазон, учился на режиссерских курсах.     

Виражи большого пути 

Патриархальное воспитание не позволяло Кате Ворониной с первых дней знакомства бросаться в объятия приятного, но малознакомого молодого человека. О личной жизни популярных артистов сложено множество историй, в которых правда перемешана с фантазией сочинителя. Екатерина совершенно не нуждалась в «рекламе» подобного толка. Про свою личную жизнь, вкусы и предпочтения при выборе спутника жизни предпочитала не распространяться. Ухаживания Сержа Никоненко, который уже был дважды женат, принимала с опаской и осторожностью. Но капля воды точит даже самый прочный камень-гранит.  


В 1972 году Сергей и Екатерина узаконили свои отношения. Как это часто бывает, муж и жена стали работать вместе. Точнее сказать, режиссер Никоненко ставил фильмы, а Воронина играла определенные роли. Сторонние наблюдатели в те времена замечали, что любовь к жене вдохновляла и окрыляла молодого режиссера. Екатерина, благодаря своей наблюдательности и проницательности, создавала мужу в доме все необходимые условия, чтобы не отвлекать его от погружения в очередной проект. Личная жизнь для хрупкой натуры актера и режиссера очень важна. Через год после свадьбы Воронина родила сына. 

Карьера актрисы развивается поступательно и популярность у зрителей растет. Надолго запоминающуюся роль Любы она сыграла в комедии «Ёлки-палки». Сценарий этого фильма написан по произведениям Василия Шукшина. Писатель при жизни проявлял интерес к тому, как живет человек вдали от столиц и крупных городов. Режиссер Никоненко чутко уловил посыл, заложенный в рассказах. И натура, и декорации, и выбор Ворониной на главную роль были точно просчитаны. Фильм удался, что называется, по всем параметрам.


Еще одна работа режиссера Никоненко в творческом союзе со своей женой достойна особого упоминания. Культовый фильм под названием «Хочу вашего мужа» по жанру комедия. Но при этом затрагивает острейшие социальные и психологические проблемы. Режиссер пригласил в картину известного писателя и сатирика Михаила Задорнова. На съемочной площадке сложился великолепный творческий тандем. Конечно, игра других актеров тоже заслуживает похвалы. Однако образ воплощенный Екатериной Ворониной надолго врезается в память. Этот фильм полезно пересматривать замужним женщинам и не только им.

Реалии современности  

С того момента, когда ситуация в стране кардинальным образом изменилась, интенсивно начали внедряться рыночные механизмы, работникам киноиндустрии пришлось тоже перестраиваться. Производство фильмов трансформировалось в бизнес. Продолжая сниматься в картинах, которые ставит муж, Екатерина ведет большую общественную работу. Актриса участвует в работе Союза кинематографистов РФ. Является членом Гильдии актеров кино России. Все эти хлопоты требуют сил, времени и даже финансовых затрат.


В середине 90-х годов прошлого века семейная чета с большими усилиями открывает «Есенинский культурный центр» на Арбате. Квартира, где когда-то жил поэт, находилась в разбомбленном состоянии. Преодолевая все бюрократические преграды, им удалось решить сложнейшую задачу. Сергей Никоненко еще в далеком 1971 году воплотил образ Сергея Есенина в фильме «Пой песню поэт». Творчество известного поэта любят оба – и муж, и жена. Екатерина до сих пор числится директором центра.

Семья живет в напряженном ритме. Повзрослевший сын подарил своим родителям внука и внучку – Петра и Екатерину. У сына вторая семья. Первая жена, невестка Ворониной, умерла от тяжелой болезни. Внук Петя после этого оказался на попечении бабушки и дедушки. Зная воспитание и характер Екатерины Ворониной, есть все основания прогнозировать продолжение творческой династии.