Моббинг и другие конфликты

Для начала нужно научиться отличать конфликты на работе от настоящего моббинга. Например, начальник вызвал вас, чтобы отчитать за неотправленный вовремя документ. Потом его секретарша обвинила вас в разгильдяйстве, ведь она ни раз напоминала вам об этом поручении. Здесь нет травли, недовольство - это нормальная реакция на вашу безответственность.

Совсем другая ситуация, если вы приходите на работу и слышите не самые безобидные колкости в свой адрес. Когда подходите к столу и видите разбитую чашку, а после обнаруживаете, что с компьютера пропали важные документы и файлы. Если подобные вещи стали с вами происходить, то скорее всего, вы - жертва моббинга.

Иногда такой конфликт возникает между конкретными людьми. Например, начальник решил открыто проявлять неприязнь к определенному сотруднику с целью потренировать его. Такое явление называется "буллинг".

Моббинг и зависть

Причины моббинга и буллинга могут быть объяснимы. Представьте, что есть коллектив, в котором всем уже за сорок. К ним приходит молодой сотрудник, который легко сделает карьеру. Своей молодостью и целеустремленностью он вывозит зависть у старших коллег и, скорее всего, станет объектом для травли.

Иногда в коллективе собирается команда людей, которые очень хотели продвинуться по карьере, но так и не смогли. Чтобы почувствовать себя значимыми, негодяи находят самого слабого сотрудника и организуют его травлю.

Моббинг и безделие

Если в коллективе сотрудники не организованы и обязанности между ними не правильно распределены, то может возникнуть проблема моббинга. Сотрудникам нечем заняться. Чтобы как-то развлечь себя, они организуют над кем-то травлю.

Очевидно, что если вы трудолюбивый работник, то станете объектом укора и насмешек. Коллег будет постоянно интересовать причина вашей бесконечной занятости, им начнет казаться, что вы пытаетесь расположить к себе начальство и получить повышение. Особенно это распространено в организациях, где повышение непросто заслужить.

Моббинг и конкуренция

Нередкой причиной моббинга становится жесткая конкуренция. В таких случаях общая неприязнь отсутствует, просто человек оказался на пути в неподходящее время.

Стоит сказать, что люди становятся объектом для моббинга из-за склада своего характера. Как правило, это личность с заниженной самооценкой, которые постоянно ноют и комплексуют из-за чего-либо. Так же страдают нелюдимые одиночки и, те, кто слишком сильно выделяется в коллективе.

Развитие моббинга 

Неважно, где человек столкнулся с моббингом, процесс травли проходит несколько фаз. И причиной зарождения моббинга становится напряженная обстановка. Подобное положение длиться долго не может. Тогда все ищут виноватого, на которого, по их мнению, можно обратить свой негативный настрой.

Когда в коллектив находит жертву, все начинают открыто издеваться над ней, постоянно насмехаться, игнорировать просьбы, никогда не помогать. Если начальник, который не интересуется жизнью коллектива узнает о проблеме, то скорее всего уволит жертву моббинга с работы.

Виды моббинга

Существует 2 вида моббинга - белый и черный.

При белом моббинге сотрудники издеваются над коллегой исподтишка, а когда жертва пытается как-то возразить, то неприятели отрицают свое негативное расположение к этому сотруднику. В подобных случаях, человек задумывается о своей профнепригодности.

Черный моббинг характеризуется иначе. Тут человеку сразу дают понять, что ему не место в коллективе. Начинается открытый конфликт.

Как не стать жертвой моббинга

Существуют несколько советов, которые помогут избежать моббинга: 

- определите, кто в коллективе выполняет роль неформального лидера, наладьте контакт с ним;

- будьте сдержанны, уважайте коллег, не распространяйте о них сплетни;

- не хвалитесь;

- принимайте законы коллектива;

- будьте приветливы;

- если вас унизили, не молчите. Подойдите к обидчику и узнайте о причинах его действий;

- старайтесь не обращать внимание на колкости и тем более не отвечать на них.

Окончательно решить проблемму моббинга нельзя. Важно, чтобы начальство понимало последствия такой травли, смогло занять время сотрудников, грамотно распределить обязанности и вовремя прекратить назревший конфликт.