Эссе – самое сложное задание в ЕГЭ по обществознанию, дающее максимальное количество баллов. Поэтому при написании его нужно быть особенно внимательным. Есть несколько важных требований, соблюдение которых подарит ученику максимальные 5 баллов.


Эссе является, в целом, хорошо знакомым со школьной семьи «сочинением на заданную тему». И при его написании недостаточно перечислить все термины и факты, связанные с выбранной цитатой. В этом задании проверяются не только знания, но и умение пользоваться ими, формулировать собственное мнение, способность аргументировано доказывать свою точку зрения. Грамотность и владение русским языком ценится тоже очень высоко. Разумеется, за одну опечатку вас не накажут. Но большое количество орфографических, синтаксических и стилистических ошибок говорит о низком уровне образованности и расценивается как основание для снижения бала.


Эссе имеет чёткую структуру:



  1.  введение, в котором нужно показать понимание актуальности темы и общие знания по вопросу;

  2. основная часть, которая представляет собой аргументированное обоснование собственной точки зрения на поднятый автором вопрос;

  3. и вывод, в котором нужно кратко обобщить все, сказанное в тексте, и сформулировать основную мысль.


Для оценивания эссе по обществознанию используются определённые критерии (условно обозначающиеся в КИМах как «К»):


Первый критерий оценивает понимание учеником смысла выбранной фразы. Это может быть одно или несколько предложений, объясняющий, что имел в виду автор своим высказываний. За полное и правильное раскрытие темы вы получаете 1 балл.


Второй критерий (К2) связан с умением грамотно, с опорой на обществоведческие факты раскрыть собственную точку зрения на поднятую автором проблему и оценивается в 2 балла.


Такую же «стоимость» (2 балла) имеет и третий критерий, оценивающий умение аргументировать своё мнение, используя события общественной жизни. Проще говоря – вам придётся на наглядных примерах доказать правильность собственного взгляда на проблему. Таким образом, второй и третий критерии эссе показывают глубину и уверенность ваших знаний по теме.


 


Введение


Введение, как и следует из названия раздела, лишь подводит читателя к смыслу всего эссе. Поэтому в нём необходимо показать актуальность выбранной вами темы, по сути, объяснить, для чего проверяющему нужно прочитать несколько десятков предложений, следующих за первым абзацем. Можно использовать простейшие клише, такие, как «автор поднял важную проблему», «актуальность этой темы я вижу в том, что…», «данный вопрос крайне важен для современного общества». А можно воспользоваться собственной фантазией и сочинить завлекательный заголовок, вызывающий интерес ко всему дальнейшему сочинению.


По возможности, нужно предоставить хотя бы минимальную информацию об авторе высказывания. Ведь обществознание – это не только набор фактов. Это ещё и люди, благодаря чьим открытиям современное общество существует в знакомом нам виде.


К сожалению, далеко не всегда автор наиболее подходящей цитаты знаком ученику. В этом случае, нужно исходить из требований элементарной логики. Опираясь лишь на собственный жизненный опыт и общие знания по обществознанию, можно узнать некоторые сведения об авторе. У вас будет, как минимум, 2 источника информации: сфера научных знаний, к которой относится высказывание, и особенности фамилии.


Возьмём, к примеру, афоризм Б. Г. Ананьева: «Личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни».


Проще всего определить национальность автора. То, что фамилия русская, видно невооружённым взглядом. Точно также понятно, что автор – мужчина. С иностранными фамилиями так, конечно, не получится. «А. Смит» может быть не только Адамом, но и Анной, Аделаидой или Амандой. Но почему бы не воспользоваться подсказками родной речи, если это возможно? Теперь, зная пол и происхождение автора, несложно будет определить имя. В русском языке не так уж много мужских имён, начинающихся на букву «Б».


Теперь определим род его научной деятельности. Цитата размещена в разделе «Социология, социальная психология». Исходя из этого, кем по профессии может быть Борис Ананьев? Политологом? Экономистом? Уж точно не орнитологом или вагоновожатым. Значит, либо социолог, либо психолог. Учитывая, что две эти профессии достаточно тесно соприкасаются, вполне можно назвать всех «обитателей» этого списка социологами: риск ошибки будет минимальным. Впрочем, можно и объединить две профессии.


При некоторых познаниях в обществознании можно сделать и более серьёзные выводы. Например, мы знаем, что в дореволюционной России важным фактором, влияющим на становление личности, считали врождённые качества. Это и неудивительно, учитывая сословную структуру общества того времени. А вот в советское время больше внимания уделялось воспитанию, влиянию общества. Логически можно предположить, что автор тезиса относился именно ко второму периоду, раз уж говорит о том, что каждый, кто подвергался воздействию общества, обязательно будет личностью.


Таким образом, введение по этой теме может выглядеть следующим образом:


«Знаменитый советский психолог и социолог, Борис Ананьев, затронул крайне важную для современного общества проблему условий формирования личности и факторов, влияющих на процесс воспитания».




Основная часть


Этот раздел – самый большой по объёму текста и наиболее важный для получения максимального балла. При его написании также нужно придерживаться определённого плана:


 Раскрытие мысли автора. Кратко, но максимально точно объясните, что, на ваш взгляд, имел в виду ученый, озвучивая свою мысль. Не увлекайтесь подробными объяснениями: все эти аргументы вам понадобятся при доказательстве собственного мнения.  Формулирование своей точки зрения. Вы можете согласиться с автором, возразить ему или же признать правильность его идеи, оспорив какие-нибудь отдельные аспекты. Будьте внимательны: Если во втором, максимум третьем, предложении проверяющий не увидел вашей позиции, он имеет право поставить «0» за всю работу и дальше не читать. В идеале, лучше не использовать приевшиеся клише «я согласен», «я думаю, что автор ошибается» и т.д. Покажите собственную уникальность! Объяснение собственной позиции с опорой на теоретические знания. Используйте максимум фактов, связанных с поднятой тематикой: термины, классификацию, функции, признаки тех или иных явлений и т.д. В среднем для полного раскрытия темы требуется не менее 5 – 7 обществоведческих фактов. Так что перед тем, как написать эссе по, стоит мысленно перебрать все свои знания и, если их недостаточно, выбрать другую цитату. Разумеется, больше всего ценится умение красиво, непринуждённо вплести определение в текст, так, чтобы это выглядело именно как использование научных знаний, а на филиал Большого Толкового словаря. Практическое доказательство собственных мыслей. Для того, чтобы аргументировано доказать собственную точку зрения, мало теоретической информации: вам придётся подтвердить свою позицию примерами из жизни. Для получения максимального балла необходимо использовать, как минимум, 2 примера, оба из разных сфер жизни. Это могут быть исторические события, сюжеты классической и художественной литературы, информация, полученная из газет или телепередач, статистика и даже личный опыт.




Больше всего ценится то эссе, которое, полностью раскрывая тему, выглядит именно сочинением, а не перечислением терминов и подтверждающих их примеров. В этом задании вы можете использовать все знания о стилистике и художественных приёмах текста – разумеется, в разумных пределах. Некоторое количество лирики и философии совсем не помешает эссе, главное, чтобы они не затмевали собой смысловой нагрузки.


 


Вывод


Завершая эссе, важно правильно сформулировать заключение. Вывод является, по сути, кратким обобщением всего, сказанного в основной части текста. Подумайте сами: ведь высказанная автором мысль не появилась из ничего. Она была результатом долгих и трудных размышлений. А теперь озвучить собственный афоризм нужно вам. Именно он и станет вашим выводом и обеспечит грамотное завершение экзаменационной работы.


Чтобы получить максимальный балл, не забывайте о нескольких важных правилах:



  •  Высказывайте каждую мысль наиболее полно, стараясь не допускать двусмысленных толкований. У вас не будет шанса уточнить, что вы имели в виду.

  • Не стоит «растекаться мыслью по древу»: излишние художественные приёмы вряд ли будут оценены членами проверочной комиссии.

  • Разделяйте сочинение на абзацы: каждая мысль – с красной строки.

  • Не пытайтесь написать много текста по принципу «уболтать преподавателя». На письменных экзаменах этот метод не работает, а вот получить лишний минус от члена комиссии, раздражённого двумя страницами переливания из пустого в порожнее, вы вполне можете.

  • Следите за грамотностью языка. В случае спорных случаев, вопрос разрешается в пользу ученика. И тут общая образованность и умение аргументировать свои мысли сослужит вам хорошую службу – ведь одна опечатка или неточное объяснение могут быть результатом волнения, но множество ошибок и косноязычие говорит лишь о неуверенных знаниях.