Учет нематериальных активов должен осуществляться в соответствии с нормами ПБУ 14/2007. В этих Положениях перечислены случаи, когда нематериальные активы (НМА) могут быть списаны с учета, в частности:
- при полном списании на расходы их стоимости в результате амортизации;
- при непригодности к дальнейшему использованию и потере доходных качеств;
- при моральном износе;
- при переходе исключительного права собственности к другим лицам;
- при передаче объектов интеллектуальной собственности в виде доли в уставной капитал какой-либо организации;
- при выявлении недостачи по итогам проведенной инвентаризации;
- в других случаях, когда это необходимо.

Какими проводками оформить списание НМА с учета


В вышеупомянутых Положениях перечислены бухгалтерские проводки, которые необходимо сделать в случае списания НМА со счетов бухгалтерского учета. Так, вся сумма накопленной амортизации НМА должна быть списана с учета проводкой Дебет счета 05 – Кредит счета 04, остаточная стоимость нематериальных активов должна быть списана с учета проводкой Дебет счета 91 – Кредит счета 04. Все расходы, понесенные в связи с выбытием НМА, а также суммы НДС по проданным и безвозмездно переданным НМА, списываются в Дебет счета 91. Вся сумма выручки от продажи или выбытия НМА списывается в Кредит счета 91.

В результате сделанных бухгалтерских проводок на счете 91 остается сумма выручки (убытка), сформированная в результате реализации или иного выбытия нематериальных активов. Затем полученный финансовый результат списывается на счет 99. Каждому бухгалтеру необходимо помнить, что доходы от этой операции должны быть учтены в том периоде, к которому они относились, а безвозмездная передача и продажа НМА подлежат обложению НДС.

Какими документами подтвердить факт списания НМА


Процедура списания НМА начинается с издания руководителем организации приказа о создании комиссии, которая должна оценить состояние НМА и удостоверить необходимость списания его с учета. Созданная комиссия должна установить причины списания НМА и указать их в соответствующем акте. На основании него бухгалтерская служба делает соответствующие отметки в карточке учета НМА.

Если нематериальные активы переходят в собственность другой организации, то факт их реализации или безвозмездной передачи должен быть зафиксирован в сопроводительных документах: акте приема-передачи и счете-фактуре, выписанных от имени организации-собственника НМА.