Человеку, стремящемуся проникнуть в слой общества, к которому он изначально не принадлежит, могут сделать нелицеприятное замечание: «Куда ты со свиным рылом, да в калашный ряд». Выражение обидное само по себе, да еще и характеристика претендента, как обладателя свиного рыла, не оставляет сомнения в оскорбительном отношении.

Что такое «свиное рыло»



Согласно словарю В.И.Даля, рыло ср. (от рыть) — морда, лицо и рот животных, скулы с зубами и мягкими частями; бранно, лицо человека.

То есть первое значение – морда свиньи. Отсюда же такая фраза: «На то свинье дано рыло, чтоб оно рыло».

В исследуемом выражении под свиным рылом подразумевается не что иное, как свиная голова в виде субпродукта.

Что такое «калашный рад»



Торговые ряды во многих русских городах являлись центрами розничной торговли.

«Калашный (калачный) ряд» тесно связан с историей Москвы, а именно с Торговыми рядами, отстроенными в каменном варианте по приказу Федора Иоанновича Блаженного после многочисленных пожаров.

В Торговых рядах шла активная торговля в специализированных отделах. То есть в Овощном ряду можно было продавать только овощи, Щепетильный ряд был предназначен для продажи женских товаров, Медовый, Книжный, Рыбный и прочие ряды были заняты соответствующими товарами, и изменить что-либо в этой системе нельзя было на законодательном уровне.

Примечательно, что наряду с Хлебным рядом существовал и Калашный ряд, где товары предназначались для более высоких сословий. Калач, как хлебобулочное изделие, считался деликатесом, доступным не для каждого кошелька – «Всяк подъячий любит калач горячий», «В городе не пашут, а калачи едят».

Почему свиному рылу не место в калашном ряду



Помимо специализации торговых рядов, предписывающей разделение товаров, существовала также профессиональная гордость, не всегда необоснованная.

Во-первых, изготовление калачей — достаточно сложный процесс, также отраженный в фольклоре: «Не терт, не мят, не будет калач». Во-вторых, калач был действительно ходовым товаром.

О профессии калачника тоже существуют пословицы, отражающие отношение представителей данной профессии ко всем остальным: «Калачник не табачник: не даст рожка понюхать!», «Захотел ты от калачника дрожжей! Либо нет их, либо самому нужны».

Естественно, что труд, затраченный калачником на производство своего продукта, давал ему моральное право пренебрежительно относиться к торговцам субпродуктами.

Помимо всего прочего, продажа сырого мяса рядом с готовыми к употреблению продуктами была чревата распространением различных заболеваний, о чем не могли не догадываться кураторы торговли.