«Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы



Роман ирландского писателя Брэма Стокера «Дракула» является одним из самых экранизируемых произведений мировой литературы. История трансильванского князя Влада Дракулы, который превратился в кровожадного вампира и через несколько столетий после своей официальной смерти терроризировал Англию, привлекала режиссеров и сценаристов еще на заре кинематографа.

Известнейший черно-белый фильм ужасов «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау основан на этом произведении, а актер Бела Лугоши завоевал мировую популярность и статус легенды кино именно ролями в многочисленных фильмах о Дракуле. Кинематограф 20-30-х годов сделал из Дракулы импозантного монстра, далекого от оригинального образа из книги, к которому удалось вернуться только Фрэнсису Форду Копполе в 1992 году.

Плейбой, убийца, вампир



Полное название фильма Копполы – «Дракула Брэма Стокера». Этим режиссер стремился подчеркнуть свое желание передать дух и атмосферу классического готического романа, однако некоторые довольно серьезные сюжетные отступления он все же допустил. Как и в книге Стокера, центральными персонажами фильма являются молодой юрист Джонатан Харкер (Киану Ривз), его невеста Мина (Вайнона Райдер), охотник на вампиров Абрахам ван Хельсинг (Энтони Хопкинс) и сам прекрасный, смертоносный и бессмертный граф Дракула (Гэри Олдман).

Но фильм получился намного более чувственным и наполненным жизнью, чем немного суховатый роман Стокера, выполненный преимущественно в эпистолярном жанре. Конечно, впечатляющий сюжет о вампире, странствующем во времени и пространстве в поиске новых жертв, остался нетронутым. Но Коппола сделал Влада более человечным, придумав оправдание его аморальных действий: много веков назад он потерял возлюбленную, красавицу Элизабету. Ее трагическая гибель и ввергла графа в вечное проклятие, а в Мине он нашел новое воплощение своей вечной любви.

Никто не вертится в гробу



Джонатан приезжает в трансильванскую деревню к загадочному местному феодалу, который хочет купить недвижимость в Англии. Во время пребывания в замке графа он замечает некоторые странности в его поведении – Дракула не отражается в зеркалах, ночами бегает по стенам, а днем вообще не выходит на свет божий.

Последней каплей для Джонатана становится визит в его комнату трех соблазнительных вампирш, которые отчаянно стремятся обратить его в свою веру, но Дракула не позволяет им. В Лондоне граф постепенно подбирается к Мине и ее подруге Люси, показывая девушкам, что такое настоящая любовь.

Завершается все, как и полагается, изгнанием вампира с помощью креста, святой воды, осинового кола и морального напряжения опытного ван Хельсинга, который с большим трудом спасает успевшую погрязнуть в дьявольском разврате Мину и вернуть ее Джонатану.

Таким образом, Копполе удалось создать новый, необычный взгляд на привычный литературный образ Дракулы, одновременно создав киношедевр, который в дальнейшем будет примером для многих других интерпретаций вечной темы вампиризма. И, что примечательно, в «Дракуле» не используются компьютерные спецэффекты.