Совет 1: Как читать табулатуры для гитары

Подумать только – одно простейшее изобретение французов так существенно облегчило жизнь миллионов людей. Табулатура - простейшее изобретение, которое позволяет записывать ноты цифрами так, чтобы их было легко читать даже начинающему гитаристу. Именно поэтому данный способ записи является на данный момент самым популярным среди гитаристов.
Эти шесть полосок с цифрами как раз и являются табулатурой
Инструкция
1
Эти шесть полосок с цифрами как раз и являются табулатурой. В народе они называются значительно проще – «табы». Шесть полос, которые изображены, показывают положение шести струн гитары. Только это перевернутый вариант. То есть своего рода вид сверху. Самая верхняя струна на табулатуре будет самой нижней на гитаре. Следовательно, самая нижняя линия будет соответствовать самой толстой – шестой струне. Можно увидеть табулатуру с четырьмя линиями. Не стоит пугаться. Это табулатура для четырехструнной бас-гитары. Они тоже довольно часто встречаются.
2
Со струнами разобрались. Переходим к цифрам. Каждая цифра – это номер лада, на котором следует зажать струну. А вот какую струну зажимать – это уже опять смотрим по линиям. Отсчитываем, какая это струна сверху (допустим, третья). И смотрим на цифру, которая стоит на этой струне (к примеру, цифра «5»). Это значит, что нужно зажать третью струну на пятом ладу.
3
Когда со струнами и с ладами все станет боле или менее понятно, можно переходить к разучиванию различных композиций. При чтении табулатур следует помнить, что они читаются так же, как и слова в книге – с лева на право. Существует свой порядок, который необходимо соблюдать. Не имеет значения, на какой струне какая цифра будет указана. У нее своя очередность воспроизведения. Поэтому не надо отыгрывать все цифры на первой струне, а потом переходить на вторую струну. Это в корне неправильный подход.

Если на струне стоит цифра «0», значит, что в данный момент струна нигде не зажимается и звучит открыто. Все же остальные цифры точно соответствуют номеру лада. Их не может быть более 24. Следовательно, максимально возможная цифра на табулатуре – 24.
Видео по теме
Источники:
  • аккорды для гитары как читать

Совет 2 : Как читать табулатуры

Чтобы научиться читать табулатуры правильно, сначала необходимо освоить и изучить основные обозначения.

Табулатура - это горизонтальные линии, число которых равно количеству струн, и вертикальные, разделяющие мелодию на такты. Каждая горизонтальная линия соответствует гитарной струне, читая табулатуру сверху вниз, она начинается с самой тонкой и завершается самой толстой.

С левой стороны от горизонтальной линии, как правило, обозначены струны: по номеру (строй гитары указываются перед табулатурой), по названию ноты открытой струны. В этом случае нотные названия имеют латинскую нотацию. Шестая струна указывается как прописная буква «Е», а струна под номером один как строчная «e». Если с левой стороны от линии нет записи номеров нот и струн и нет рекомендаций на строй гитары перед табулатурой, тогда следует использовать стандартный строй данного типа гитары, для которого написана табулатура.

Число линий может не ровняться количеству струн, к примеру, для схемы соло партии можно применяют сокращенную запись табулатуры, в которой пишутся струны, участвующие в сольной партии.

Значение на горизонтальной линии читается как номер лада, на котором следует прижать струну. Если это цифра нуль, значит, будет играть открытая струна. Необязательные ноты, как правило, записываются в скобках, их можно не играть.

с цифрами на вертикальной линии следует как одновременное извлечение этих звуков. Стоит заметить, что знак «X» после струны означает, что данная струна не должна звучать.

Скольжение (глиссандо) указывается при помощи знаков и / записываемых между цифрами (восходящее и нисходящее глиссандо), что читается как скольжение по струне от лада, на который показывает первая цифра до лада, на который показывает вторая.

Легатто записывается с помощью знаков «p» и «h» (pull off – нисходящее, hammer on - восходящее), вставляемых между двумя нотами, из которых звук извлекается с первой ноты пальцем на правой руке, а последующий звук извлекается пальцем на левой руке.

Вибрато записывается как знак «~», который вставляется после ноты столько раз, сколько должна звучать струна.

Протяженность струны (бенд) записывается с помощью знака «^» между двумя нотами, в этом случае звук увеличивается с первой ноты до второй. Обычно, такой прием используют в игре на электронной гитаре.

Видео по теме

Совет 3 : Как играть табулатуры

Табулатуры – удобная альтернатива для записи и исполнения гитарной музыки. В этой системе часто записываются ноты для электрических и бас-гитар. От обычной пятилинейной нотации она отличается тем, что количество линеек совпадает с количеством струн на инструменте (самые распространенные виды табулатур строятся на 4 и 6 линейках), а вместо кружочка-ноты или над ним ставится номер зажимаемого лада. Штиль ноты и знаки пауз совпадают с аналогами из пятилинейной системы.
Табулатуры – удобная альтернатива для записи и исполнения музыки
Вам понадобится
  • Гитара (любая из семейства);
  • Сборник произведений в табулатурах;
  • Для электрогитары соответствующая техника (усилитель, процессор, кабели).
Инструкция
1
Откройте сборник и выберите произведение, которое вам нравится. Можете предварительно послушать его, если оно записано в аудиоформате. Затем начинайте разбор текста.
Вы помните, как учились читать? Скорее всего, сначала по слогам, потом беглость постепенно увеличивалась, сейчас вы пробегаете эти строки за несколько секунд. Начинать чтение табулатур тоже нужно медленно, как бы по слогам. Сначала выучите первую фразу произведения, скажем, четыре такта. Играйте в таком темпе, чтобы левая рука успевала зажимать струну, а правая щипнуть. При этом обращайте внимание на специфические штрихи: подтяжки, скольжения, вибрато, трели и прочие. В разных сборниках для одного и того же приема могут использоваться разные обозначения.
2
Проиграв несколько раз отрывок медленно, затем в среднем темпе, сыграйте в оригинальном. Переходите к следующему фрагменту и выучите его аналогичным способом: медленно – средне – быстро. Соедините два фрагмента.
3
Таким же образом выучите и присоедините остальные кусочки песни. Приготовьтесь, что на это уйдет не один день.
Видео по теме
Полезный совет
Лучше заниматься по полчаса в день, чем по три раз в неделю. Не мучьте себя до кругов в глазах.
Табулатура не универсальна, если вы планируете общаться с исполнителями на других инструментах, к примеру, с клавишниками или трубачами. Как ни крути, ноты придется выучить.

Совет 4 : Как играть на табах

Гитаристы всего мира сердечно благодарят французских музыкантов. Ведь это именно они открыли миру такое уникальное произведение мысли, как табулатура. Любой начинающий гитарист, еще не знающий нот, сможет при помощи данной системы записи сыграть те композиции, которые до этого момента были ему не под силу… Итак, о пользе табулатур и как же играть с их помощью.
Как играть на табах
Инструкция
1
Слово «Табулатура» имеет в народу довольно простое и лаконичное название – «табы». На принципе работы табулатур программистами создана программа Gitar Pro, которая позволяет не только считывать информацию, но и видеть, как это играется какую продолжительность имеет каждая нота. Но обо всем по порядку.
2
Итак, глядя лист, исписанный табами, учимся понимать, что тут к чему. Первым делом обращаем внимание на то, что слева на право идут шесть параллельных линей. Эти линии обозначают струны гитары (если используется 4-х струнная бас-гитара, то и линий будет всего 4). Но очень важно обратить внимание на то, что самая верхняя линия в табах обозначает самую тонкую струну, то есть первую снизу. Следовательно, самая нижняя струна будет обозначать шестую струну, самую толстую.
3
Ладно, со струнами и расположением вроде бы немного разобрались. Теперь обращаем внимание на цифры, которые расположены на этих линиях-струнах. Каждая цифра обозначает номер лада, на котором следует зажать ту струну, на которой находится эта цифра. К примету, на четвертой струне стоит цифра «8». Это означает, что на четвертую струну нужно зажать на восьмом ладу.
4
Так же стоит учитывать, что цифры будут находиться на разных струнах. И при изучении табов не следует забывать, что, как и в книге, все читается слева на право, следовательно, самая левая цифра, какой бы она ни была, будет самой первой. И не имеет значения, на каких струнах расположены цифры. Необходимо строго следовать стандартному правилу чтения. Если же стоит сразу несколько цифр, одна под другой, то это значит, что надо задеть отмеченные струны именно на этих ладах.
Видео по теме

Совет 5 : Как разобраться в табулатуре

Табулатура – форма записи музыки (чаще гитарной) в виде шести линеек, соответствующих шести струнам обычной гитары. Встречаются табулатуры на 4, 5, 7, 12 линеек, в зависимости от типа гитары (стандартный бас, пятиструнный бас, шестиструнный, семиструнная и двенадцатиструнная гитары). Большинство рок-коллективов используют для графической записи нот именно такую форму, а не привычную многим пятилинейную.
Как разобраться в табулатуре
Инструкция
1
Верхняя линейка табулатурной строки соответствует первой (самой высокой по звучанию) струне гитары, вне зависимости от ее типа (бас, акустическая, классическая и т.д.). Более низкие соответствуют второй, третьей, четвертой и прочим струнам.
2
Вместо привычных кружочков-нот на каждой линейке изображаются цифры и отходящие от них штили (вертикальные линии) с ребрами (изогнутыми линиями). Встречаются ноты без ребер и без штилей. Наличие этих элементов говорит о длительности ноты: без штиля – целая, штиль – половинка или четверть (по контексту), штиль и одинарное ребро – восьмая, и т.д. Эти обозначения схожи с аналогами из классической системы Гвидо д'Ареццо, которую использует большинство исполнителей.
3
Цифра на линейке соответствует номеру зажатого лада: 0 – открытая струна, 1 – первый лад, 2 – второй лад, и т.п. Таким образом, вид звука сочетает в себе те же характеристики, что и классическая нота, но вместо кружка используется цифра, а количество линеек варьируется в зависимости от количества струн.
4
Паузы в табулатурах имеют такой же вид, как в классической системе, и ставятся в соответствующий участок такта. Длительности их также варьируются от целой до тридцать второй и меньше.
Видео по теме
Обратите внимание
Гитарные табулатуры имеют очень давнюю историю и применялись, по сути, до создания классической гитары. Они имеют большое преимущество перед классическим способом записи гитарных нот, но не годятся для оформления партий синтезатора и других инструментов, в особенности если исполнитель привык работать с музыкальным текстом в стандартной форме.

Совет 6 : Как играть на гитаре по табулатурам

Табулатура – система графической записи нот, очень напоминающая классическую пятилинейную: в ней используются такие же штили и ребра для обозначения длительностей нот, такие же символы для пауз, да и линейки крайне напоминают обычный нотоносец. Но количество линеек варьируется от четырех до двенадцати. Почему такая система для гитаристов гораздо удобнее и как читать такой нотный текст?
Как играть на гитаре по табулатурам
Инструкция
1
Длительности нот и пауз на табулатурах отмечаются таким же образом, как в классической системе. Исключением может стать пара длительностей звуков (НЕ пауз) – четверть и половинная. Обе они имеют штиль, но в классической системе четверть закрашена, а в табулатуре приходится угадывать или домысливать по контексту. В остальном отдельных разъяснений система не требует.
2
Количество линеек на «стане» соответствует количеству струн. Все ноты, отмеченные на верхней линейке, исполняются на первой (самой высокой по звучанию) струне. Остальные линейки соответствуют второй, третьей, четвертой и другим струнам. В зависимости от инструмента (бас-гитара, шестиструнная гитара, семи- и двенадцатиструнная гитара) количество линеек меняется.
3
Цифры от 0 до 20 соответствуют номеру зажатого лада (0 – открытая струна). К примеру, цифра 3 на второй линейке означает, что нужно зажать третий лад на второй струне. В классической системе это была бы нота соль.
4
При исполнении двухголосных произведений верхний голос пишется штилями вверх, а нижний – штилями вниз. Расположенные строго друг под другом три или четыре цифры означают, что нужно зажать их одновременно и извлечь звук из всех струн.
5
Табулатурная запись удобна для гитаристов, поскольку не требует времени для поиска наиболее удобной аппликатуры, поэтому рок-гитаристы активно используют ее. Но для записи партий клавишных, духовых и других инструментов эта система непригодна. В табулатурной записи отсутствуют за ненадобностью такие элементы, как ключ, знаки альтерации и прочее (тональность определима, но не зафиксирована в начале нотного стана).
Видео по теме

Совет 7 : Как научиться играть по табам

Табы, или табулатура, - способ записи нотного текста, предназначенного для исполнения на струнных ладовых инструментах (все виды гитар, допустимо для балалаек, лютней и т.д.). Из стандартной системы нотации табулатуры унаследовали обозначение длительностей, в остальном же видны существенные отличия.
Как научиться играть по табам
Инструкция
1
В стандартной системе записи на нотоносце пять линеек. В табулатуре количество линеек равно количеству струн на инструменте: четырехструнный бас – четыре линейки, семиструнная гитара – семь. Соответственно, каждая линейка соответствует струне, от первой (верхней на «нотоносце», самой тонкой на инструменте) до последней (четвертой, шестой, седьмой, двенадцатой и т.д.). Иначе говоря, если на табулатуре отмечена вторая линейка сверху, значит, нужно зажать вторую струну.
2
Цифры на линейке обозначают номер лада, который нужно зажать. Цифра 0 означает, что извлекается звук на открытой струне (ничего зажимать не нужно). К примеру, если отмечена цифра 2 на второй линейке, зажмите вторую струну на втором ладу.
3
Для обозначения аккордов на табулатурах несколько цифр располагаются одна под другой. Следовательно, нужно одновременно зажать указанные струны на указанных ладах.
4
Длительности в системе табулатурной записи обозначаются так же, как и в стандартной нотации: целая нота – незаштрихованный круг, половинная – незаштрихованный круг со штилем (вертикальной палочкой), четверть – заштрихованный круг со штилем, и т.д. Длительность пауз обозначается такими же знаками.
Обратите внимание
В некоторых случаях табулатурное обозначение длительностей немного видоизменяется. В таких случаях определяйте ритмический рисунок на слух: попросите автора исполнить вашу партию на доступном ему инструменте (если он не гитарист) или, при работе в нотном редакторе (вроде Guitar Pro, Sibelius или подобного) просто нажмите кнопку “Play”.
Играть табулатуры невозможно на духовых, клавишных инструментах и инструментах других семейств. Для записи партий синтезатора, трубы и прочих используйте стандартную систему нотации
Источники:
  • как играть песню на гитаре по табам в 2018

Совет 8 : Как сыграть мелодию на гитаре

Гитара – универсальный инструмент, способный исполнять как мелодические, так и гармонические (аккордовые) партии. Это свойство обусловлено как богатством технических приемов, пригодных для исполнения сольных номеров, так и возможностью брать одновременно несколько нот (по количеству струн). Исполнение мелодии на гитаре – самый ответственный вид игры, демонстрирующий мастерство музыканта.
Как сыграть мелодию на гитаре
Инструкция
1
Начните с небольших мелодий, на одну-две строки. Нотный текст требует глубокого анализа, а с большим объемом вы сразу не справитесь.
Просмотрите мелодию. Представьте ее на грифе: какими пальцами будете играть ту или иную ноту, какую струну и на каком ладу зажмете, как удобнее перейти к следующему фрагменту. Все свои мысли карандашом отметьте над или под нотами.
2
Сыграйте первые 2-4 такта мелодии в очень медленном темпе. Если вы успеваете взять все ноты правильными пальцами и соблюсти ритм, значит, темп выбран правильно. Для удобства считайте вслух.
Со второго проигрывания обращайте внимание на штрихи: удар сверху или снизу, легато или стаккато, форшлаги, вибрато и т.д. Эти детали существенно усложняют работу, но позволяет воспринимать мелодию не как набор звуков, а эмоционально окрашенную мысль.
Проиграйте фрагмент несколько раз, постепенно увеличивая темп до оригинального. В нем сыграйте 3-5 раз и переходите к следующему фрагменту в 2-4 такта. Проработайте его таким же образом и совместите с первым.
3
Помимо, собственно, исполнительства, изучайте дисциплины музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, историю. Для каждой эпохи и каждого стиля характерно то или иное отношение к украшениям в исполнении, способы звукоизвлечения и т.д. При изучении новых произведений учитывайте все эти тонкости, чтобы в точности воссоздать произведение в духе композитора.
4
Постепенно усложняйте материал. Занимайтесь регулярно, хотя бы по 30 минут каждый день. Разбор каждой мелодии начинайте со зрительного анализа. При необходимости обратитесь к педагогу, чтобы прояснить трудности и контролировать свои успехи. При самостоятельной игре начинающий гитарист может приучить руку к неудобному или неестественному положению, что приводит к снижению скорости игры и качества звука.
Обратите внимание
Этот сайт, по сути, является самоучителем игры на акустической гитаре. Здесь Вы найдете всю необходимую для новичков информацию - как устроена гитара, как ее правильно выбрать, как настроить гитару, как играть аккорды, различные приемы игры и многое другое. Успехов в освоении игры и надеемся наши уроки игры на гитаре помогут вам!

Совет 9 : Как читать перебор

Чтобы научиться хорошо играть на гитаре, необходимо освоить не только постановку аккордов в левой руке, но и основные приемы игры правой. Едва ли не первый прием звукоизвлечения, с которым сталкивается начинающий гитарист — это перебор. В классической терминологии этот прием называется арпеджио.
Как читать перебор
Вам понадобится
  • - гитара;
  • - ноты для гитары.
Инструкция
1
Познакомьтесь с обозначениям пальцев. Пальцы левой руки обозначаются цифрами 1, 2, 3 и 4. Единицей обозначается указательный палец, двойкой, тройкой и четверкой — соответственно средний, безымянный и мизинец. В нотах для шестиструнной гитары большой палец не обозначается никак. В постановке аккордов на грифе семиструнной гитары большой палец иногда участвует и обозначается крестиком.
2
Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a. Это первые буквы испанских названий, p – это большой палец. Остальные - это указательный, средний и безымянный. Мизинец используется редко, поэтому не во всех нотах встречается. Но вообще он обозначается буквой е. В некоторых нотах пальцы правой руки обозначаются штрихами или точками. Большому пальцу в этой системе соответствует крестик, остальным — один, два или три штришка или точки.
3
Выучите обозначения струн и ладов. Струны обозначаются обычными арабскими цифрами, начиная с самой тонкой. Как правило, в нотах номера струн пишутся в кружочках. Лады обозначаются римскими цифрами. Нумерация начинается от головки грифа.
4
Перебор может не обозначаться в нотах никаким специальными знаками. Написана просто последовательность нот, которую необходимо соблюдать, используя указанную аппликатуру. Если вы только начинаете играть по нотам, выучите несколько упражнений этого рода - они есть во всех сборниках для начинающих.
5
Перебор может быть и обозначен. Например, в нотах или в цифровках стоит определенный аккорд, а рядом значок в виде вертикальной стрелочки с волнистым «хвостом». Может быть и просто вертикальная волнистая линия, и полудуга. Направление стрелочки указывает и направление перебора. То есть если острие стрелки направлено вверх, возьмите сначала самый нижний звук (то есть находящтйся на самой толстой струне из тех, что используются). Как правило, его берут большим пальцем правой руки. Следующие звуки берите последовательно, по направлению вверх, указательным, средним и безымянным пальцами.
6
Стрелка, направленная острием вниз, обозначает «обратный перебор» или «обратное арпеджио». В этом случае первым берется самый верхний звук. Как правило, его берут безымянным пальцем правой руки. Следующие звуки опять-таки играются последовательно сверху вниз. Арпеджио заканчивается самым низким звуком, взятым большим пальцем правой руки.
Видео по теме
Полезный совет
Обозначение стрелками чаще встречается в старых нотах.

Совет 10 : Как научиться играть табулатуры

Табулатура — это вариант нотной записи для музыкального инструмента. От обычной универсальной записи музыкальных произведений она отличается тем, что показывает, какое именно место на грифе нужно зажать, чтобы получился конкретный звук. Обычная нотная запись показывает только высоту и длительность, а позицию определяет исполнитель. Чаще всего табулатуры пишутся для струнных инструментов с ладовым грифом.
Как научиться играть табулатуры
Вам понадобится
  • -инструмент;
  • -табулатуры.
Инструкция
1
Запомните номера струн. У всех без исключения щипковых инструментов первая струна — самая тонкая. Счет идет именно от нее. Очень полезно также выучить, какой звук получается на каждой открытой струне. Пригодятся как русские, так и латинские их обозначения. Так, на шестиструнной гитаре первая струна дает звук ми, он же Е. На семиструнной это будет ре, то есть D. Соответственно, в первом случае остальные струны будут H (в некоторых западных системах обозначений - B), G, D, A, E. Строй семиструнной гитары выглядит так: D, H, G, D, H, G, D. Для этой гитары приняты русские обозначения, то есть си всегда будет H. Зато возможны варианты для последней струны, настроить ее можно несколькими способами. Поэтому прежде всего узнайте, для какого именно строя написана табулатура.
2
Выучите номера ладов. Их начинают считать от грифа. Первый лад находится сразу после верхнего порожка. На гитарах чаще всего обозначают пятый, седьмой, десятый и двенадцатый лады, но тут тоже возможны варианты. Поэтому посчитайте, какие именно лады отмечены точками или звездочками на вашем инструменте.
3
Посмотрите на любую табулатуру. Обратите внимание на то, сколько на ней линеек и как они обозначены. Чаще всего линейки располагаются горизонтально, а номера струн пишутся слева. Но единого стандарта нет, поэтому каждый записывает так, как ему удобнее. В любом случае положите лист так, чтобы номера струн оказались слева от вас.
4
Посмотрите, как обозначены лады. На некоторых табулатурах они нарисованы, а сверху или снизу стоит цифра — как правило, римская. Могут быть только цифры. Найдите нужный лад на своей гитаре.
5
Найдите значки, обозначающие положение звуков. Поставьте на них пальцы так, как вам удобнее. На некоторых табулатурах обозначается и аппликатура. Например, цифрой в кружочке, расположенном на нужном ладу нужной струны. Но так бывает не всегда, обычно ставится просто крестик или точка.
Обратите внимание
Попадаются и табулатуры без линеек. Например, такие: 1-VII, 3 — X, 5 — 0. То есть первую струну надо зажать на седьмом ладу, третью — на десятом, а пятая остается открытой. Но такие варианты записи встречаются довольно редко.

Табулатуры на музыкальном жаргоне сокращенно называют «табы».
Источники:
  • все о табулатурах

Совет 11 : Как читать гитарные табулатуры

Обучение игре на гитаре начинается с азов нотной грамоты. Новичкам предлагают выучить базовые аккорды и научиться читать гитарные табулатуры, которые используют для удобства игры на инструменте.
Как читать гитарные табулатуры
Инструкция
1
Табулатуры – это графический способ записать музыку. На листе бумаги рисуют горизонтальные линии: гитарные струны (6 – для шестиструнной гитары, 7 – для семиструнной). Затем их нумеруют от 1 до 6 (7) сверху вниз, от тонкой струны к самой толстой. Таким образом, верхняя первая струна оказывается вверху, а басовая струна располагается в самом низу под последней цифрой.
2
На этих полосках пишут цифры, которые обозначают номера ладов. Сверху вниз цифры расположены в том порядке, в котором необходимо извлекать звуки:

- E (Ми) – 6я струна (самая толстая);
- A (Ля) – 5я струна;
- D (Ре) – 4я струна;
- G (Соль) – 3я струна;
- B (Си) – 2я струна;
- E (Ми) – 1я струна (самая тонкая).
3
Цифры, расположенные друг над другом, означают аккорд, т.е. извлечение звуков из нескольких струн одновременно. Открытая (незажатая) струна обозначается знаком 0, не звучащая струна – Х. Длина звука определяется количеством пробелов или дефисов между цифрами. Зная эти условия, начинающий музыкант сможет сыграть простейшую мелодию с первого раза.
4
Однако имейте в виду, что каждый музыкант пишет табулатуры по-своему. Поэтому перед тем как осваивать ту или иную песню, внимательно прочитайте сопровождающие ее пояснения. Кроме этого, в некоторых табулатурах вместо цифр струны обозначаются латинскими буквами, соответствующими названию нот звучания открытых струн. Например, первая, самая тонкая, струна в открытом звучании дает звук «ми», соответственно, обозначается в табулатуре латинской буквой Е.
5
При работе с табулатурами будьте внимательны, поскольку иногда струны не содержат никаких чисел. Это значит, что при игре они не должны звучать. Помните, что любое написание мелодии - это лишь схема, а потому нужно сначала послушать музыку несколько раз, понять как она записана в табулатуре, и лишь только после этого играть ее.
Видео по теме
Обратите внимание
Самое большое неудобство табулатур заключается в том, что вы не можете точно определить, как долго должна звучать определенная нота.
Полезный совет
Прежде чем взяться за изучение аккомпанемента, прослушайте песню несколько раз. И начинайте учить ноты.

Совет 12 : Как научиться читать табулатуру

Классическая школа игры на гитаре сегодня гораздо менее популярна, чем более простые, любительские ее аналоги. Прямым тому следствием является практически полное отмирание нотного стана: большинство гитаристов предпочитают работать с табулатурами, более простыми в освоении и более удобными в использовании.
Как научиться читать табулатуру
Инструкция
1
Запомните базовые понятия. Прежде всего, наименования струн: первой считается не верхняя из них (что было бы логично), а, напротив, самая тонкая, нижняя. Остальные струны отсчитываются снизу вверх, таким образом, что басовая струна оказывается шестой. Обратите внимание на лады - металлические порожки, расположенные по всей длине грифа. Зажать струну между концом грифа и первым порожком означает «на первом ладу». Между первым и вторым – «на втором».
2
Откройте любую табулатуру. Вы увидите шесть линий: они символизируют струны. Первая струна (самая тонкая) прописывается первой строчкой, вторая – второй, и далее по списку. На струнах расположены цифры. Каждая цифра – лад, который нужно зажать перед тем, как извлечь звук. Читать табулатуру нужно слева направо по всем шести струнам одновременно.
3
Допустим, самая левая цифра - ноль, расположенный на пятой строчке; далее идет колонка цифр: «0» на первой строчке, «2» на второй и «2» на третьей. Сначала вы следуете самому левому указателю: вам нужно дернуть открытую («зажатую на нулевом ладу») пятую струну. Второй шаг – три цифры сразу. Если указатели находятся строго друг под другом, значит, извлечь звук нужно одновременно из нескольких струн: вы зажимаете вторую и третью струну на втором ладу и извлекаете звук из первой, второй и третьей. Далее вам нужно взять третью цифру слева, посмотреть на каком ладу она зажимается, затем извлечь звук. И так, пока не кончится табулатура.
4
В табах вы можете встретить пометки о специальных приемах, используемых при игре. Если две цифры стоят рядом и разделены буквой – это легато. Например, 2h3 означает, что вам нужно зажать струну на втором ладу, извлечь звук, затем свободным пальцем «стукнуть» по той же струне на третьем ладу, что спровоцирует дополнительную ноту. Две цифры через слэш означают «слайд»: 10/12/10 расшифровывается как «Зажать на десятом, не отпуская провести пальцем до 12-ого и вернуть обратно, потом отпустить».
Видео по теме
Полезный совет
Если после медленного прохода по табулатуре мелодия кажется вам совсем непохожей,не торопитесь и попытайтесь сыграть быстро.

Совет 13 : Как научиться читать аккорды

Каждый, кто учится играть на фортепиано, гитаре, аккордеоне и некоторых других инструментах, в какой-то момент сталкивается с необходимостью проаккомпанировать ту или иную мелодию. При этом в песеннике может быть дана только нотная строчка для голоса, а над ней - странные обозначения вроде "Си7" или Dm. Поняв, какому аккорду соответствуют те или иные буквы и цифры, вы сможете быстро разобрать любую цифровку.
Как научиться читать аккорды
Вам понадобится
  • - музыкальный инструмент;
  • - фортепианная клавиатура (настоящая, электронная или нарисованная);
  • - сборник гамм, аккордов и арпеджио;
  • - определитель аккордов;
  • - цифровки;
  • - табулатуры.
Инструкция
1
В цифровках могут применяться как русские, так и латинские обозначения звуков. С русскими все понятно: звукоряд начинается с ноты до, заканчивается нотой си. Теми же буквами обозначается и аккорд, построенный на этом звуке. В старой и отчасти современной литературе принято названия мажорных аккордов писать с прописной буквы, а минорных - со строчной. То есть "Ля" - это ля-мажорное трезвучие, а "ля" - одноименное минорное.
2
Для каждой тональности существует определенный набор аккордов. Наиболее популярные трезвучия строятся на первой, четвертой и пятой ступенях. Они применяются практически во всех музыкальных произведениях. Это и есть знаменитые "три аккорда". Выберите любую тональность, найдите в ней нужные ступени и постройте аккорды. Основные аккорды строятся по терциям. Например, в мажорном тоническом трезвучии внизу располагается большая терция, внизу - малая, а в минорном - наоборот. Эти аккорды обозначаются названием звука, от которого они строятся.
3
Посмотрите, какие существуют обращения каждого аккорда. Обращение - это перенос нижнего звука вверх. При этом меняется строение аккорда. Внизу может оказаться не только терция, но и секунда. Интервалы лучше выучить сразу. В цифровках обращения тонического трезвучия обозначаются как Т6 или Т46, где Т - первая ступень данной тональности. Свои обозначения есть и у обращений доминантсептаккорда. Он строится на пятой ступени тональности и обозначается цифрой 7.
4
Выучите латинские обозначения звуков. Звукоряд в данном случае начинается с ноты ля, которая обозначается как А. Далее названия идут по алфавиту. При этом в русских (главным образом старых) нотах и западных есть небольшая разница. В российской традиции буквой В обозначается си-бемоль, в западной - си чистое. В старых русских цифровках си - это Н. Сейчас российские музыканты все чаще пользуются западным вариантом обозначения.
5
Научитесь отличать мажорный аккорд от минорного. Раньше и при обозначении латиницей существовала та же традиция, что и в русской музыкальной литературе, то есть мажор обозначался прописной буквой, минор - строчной. Однако все чаще попадаются цифровки, где применяются только прописные буквы, а минорный аккорд записывается как Аm, Вm, Сm и т.д.
6
Используйте музыкальные компьютерные программы. Guitar Pro или Guitar Instructor станут вашими надежными помощниками, даже если вы играете на другом инструменте. В этих программах есть встроенные определители аккордов, где вы можете узнать и обозначение, и строение, и обращения, и даже последовательность в той или иной тональности.
7
Если вы играете на баяне или аккордеоне, выучите кванто-квинтовый круг. Для других инструментов последовательность появления диезов и бемолей не так важна, но на баяне кнопки левой руки расположены именно по этому принципу. В одну сторону от кнопки "до", которая обычно как-то помечена, идут бемольные тональности, в другую - бемольные, в порядке появления следующих ключевых знаков.
Обратите внимание
Учтите, что гаммы имеют определенное количество тонов и полутонов, расположенных в строгом порядке. Например, строение мажорной гаммы - 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. На фортепиано такая последовательность без использования черных клавиш возможна только при построении гаммы от звука до, то есть это будет до-мажор. Во всех остальных случаях необходимо бывает повышать или понижать соответствующую ступень. В нотах это обозначается ключевыми знаками, а на клавиатуре необходимо бывает нажать черные клавиши вместо расположенных рядом белых. Минор бывает натуральным, гармоническим и мелодическим. Строение гаммы можно проследить, если сыграть звукоряд от ноты ля на одних белых клавишах. Получается 1 тон - полутон - 2 тона - полутон - 2 тона. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень, в мелодическом при движении вверх - шестая и седьмая. Есть и другие разновидности, но в аккомпанементе они применяются не столь часто.
Источники:
  • Определитель аккордов для фортепиано и синтезатора
  • как научиться читать аккорды на гитаре

Совет 14 : Как научиться читать аккорды для гитары

Гитару можно назвать наиболее массовым инструментом современности. Многие подростки и даже взрослые люди хотят научиться играть на ней. Правда, речь не идет не о профессиональном освоении инструмента, а о простейшем аккомпанементе к пению.

Содержание статьи

Гитарист-любитель

Азы обучения

В большинстве случаев человек, желающий научиться простому гитарному аккомпанементу, не хочет и не может освоить нотную грамоту. Для подобной музыкальной деятельности вполне достаточно аккордовых цифровок – схематических изображений гитарных струн и ладов с указанием расположений пальцев в том или ином аккорде. Запомнив аккорды и их обозначения, можно аккомпанировать по схемам, которые нетрудной найти в специальных песенниках или в интернете.

Заучивание аккордов будет более успешным, если понимать смысл их обозначений. Знание основ нотной грамоты при этом все-таки не помешает, хотя бы на таком уровне, какой дается даже на уроках музыки в общеобразовательной школе, ведь связь между этими системами все же имеется.

Буква, которой обозначен аккорд – это нота, на которой он построен. Буквенная система обозначения звуковысотности древнее нотной записи, она сложилась в Средние века, когда «исходной точкой» звукоряда была не нота до, как сейчас, а нота ля. Именно она обозначается буквой А. Далее – по звукоряду соответственно латинскому алфавиту. Есть только одно уточнение: букве В соответствует не си, а си-бемоль, си обозначается буквой H. Но дальше все довольно просто: С – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль. Диез (знак, повышающий звук на полтона) обозначается сочетанием is, бемоль (понижающий на полтона) – es. Таким образом, Cis – до-диез, Des - ре-бемоль. После гласных А и Е пишется только буква s. Поскольку ля-диез и ми-диез в этой системе не употребляются (они по ладам соотвествуют си-бемоль и фа), Аs и Es - это ля-бемоль и ми-бемоль.

Чтобы находить эти ноты на грифе, нужно знать строй гитары. Первая (самая высокая) струна – ми первой октавы, далее – си малой октавы, соль малой октавы, ре малой, ля большой октавы и самая низкая струна – и большой октавы.

Основа аккорда – бас – берется обычно на 5-й или 6-й, реже – на 4-й струне.

Лады на грифе расположены по полутонам. Чтобы разобраться, какой лад какой ноте соответствует, можно опереться на состав мажорной гаммы (ведь до-мажорная гамма – до-ре-ми-фа-соль-ля-си – известна если не всем, то многим): тон-тон-полутон-три тона-полутон. Например, нужно найти ноту соль на 6-й струне. Открытая струна – ми, между ми и фа – полутон, следовательно, на первом ладу будет фа. Между фа и соль – тон, значит, соль расположена через лад от фа – на третьем ладу, а второй лад – фа-диез.

Типы аккордов

В простом гитарном аккомпанементе чаще всего используются аккорды трех типов: мажорное трезвучие, минорное трезвучие или септаккорд (в большинстве случаев – малый мажорный). Септаккорд обозначается цифрой 7 после буквы, минорное трезвучие – буквой m, у мажорного трезвучия вообще нет дополнительных обозначений.

Аккорд состоит из звуков, которые расположены через ноту, или их можно расположить таким способом. Трезвучие состоит из трех нот. Между первыми двумя нотами мажорного трезвучия – два тона, а в минорном – полтора. Например, ми-соль-си – это ми-минорное трезвучие (Em), ми-соль-диез-си – ми-мажорное (Е). Септаккорд состоит из 4 нот, например, си-ре-диез-фа-диез-ля (H7).

Все ноты, входящие в аккорд, берутся на струнах гитары наиболее удобным образом. Например, ми-минорное трезвучие «ми-соль-си» (Еm) «раскладывается» так: ми – 6-я струна открытая, си – 2-й-лад на 5-й струне, ми – 2й лад на 4-й, соль, си и ми – открытые 3-я, 2-я и 1-я.
Цифра 6 обозначает дополнительную ноту в трезвучии, которая вместе с основанием аккорда образует интервал, охватывающий 6 нот, например, ля-до-ми-фа (Аm6).

В ряде случаев к аккорду добавляется буква, отделенная от основного обозначения косой чертой. Так обозначается дополнительный бас, например, Аm/Е – это ля-минорное трезвучие с басом «ми».
Источники:
  • Песни под гитару в 2018

Совет 15 : Как играть табулатуры на гитаре

Начинающий гитарист не всегда хорошо знает нотную грамоту. Особенно много неприятностей доставляют аккорды и их последовательности. Для того, чтобы облегчить жизнь музыкантам, не получившим музыкального образования, были придуманы табулатуры – особая система записи аккордов, когда указывается не высота тона, а положение пальца на грифе.

Поставьте пальцы на указанные в табулатуре места
Вам понадобится
  • - гитара;
  • - табулатуры;
  • - определитель аккордов;
  • - таблица последовательностей аккордов.
Инструкция
1
Рассмотрите табулатуру. Вы увидите перед собой не пять линеек, как в нотах, а шесть или семь, в зависимости от типа гитары. Полоску линеек пересекают поперечные линии, между которыми стоят римские цифра. Такими короткими полосками обозначаются находящиеся между ладами порожки, а цифрами – собственно лады.
2
Нумерация ладов начинается от головки грифа. Лад, который находится рядом с головкой, обозначается цифрой I, далее следуют II, III, IV и далее, до XII, XIV, а на некоторых гитарах и выше. На грифе некоторые лады обозначены точками, звездочками или засечками. Обычно это пяты, седьмой, десятый и двенадцатый, но иногда обозначают еще третий и четырнадцатый.
3
Запомните нумерацию струн. Она начинается с самой тонкой, которая обычно обозначается арабской цифрой 1. Все остальные – 2, 3, 4, 5, 6, 7. Номера струн на табулатуре ставятся напротив длинных линеек.
4
Выучите номера пальцев. Гитарная нумерация несколько отличается от фортепианной. Цифрой 1 обозначается указательный палец левой руки, цифрой 2 – средний, 3 и 4 – соответственно, безымянный и мизинец. Этот порядок действует как в табулатурах, так и в нотах. Большой палец при игре на шестиструнной гитаре практически не используется, поэтому и номера у него нет. В табулатурах для семиструнки, впрочем, вы можете встретить аккорды, которые берутся с его помощью (гриф при этом лежит на ладони, а большой палец заходит на струну сверху). Обозначается большой палец крестиком. Сейчас этот прием начали применять и некоторые виртуозы-шестиструнщики, так что не исключено, что это обозначение появится и в табулатурах для шестиструнной гитары. Номера пальцев на табулатурах указываются в квадратиках или кружочках, которые вы видите на длинных линейках.
5
Разобравшись в системе записи, попробуйте взять аккорд. Найдите нужный лад. Посмотрите, какие струны какими пальцами зажаты на этом ладу. Расставьте пальцы. Посмотрите, какие струны надо зажать на других ладах. Поставьте оставшиеся пальцы на нужные места и проведите правой рукой по струнам. Звук должен быть чистым, не дребезжащим и не глухим. Попробуйте прочитать еще несколько аккордов.
Видео по теме
Обратите внимание
Вам значительно облегчит жизнь знание последовательностей. Дело в том, что значительная часть музыкальных произведений строится в соответствии со строгой гармонической последовательностью. У каждой песни есть тоника – первый звук соответствующей гаммы. На тонике строится тоническое трезвучие. Еще два опорных аккорда строятся на субдоминанте – четвертой ступени, и доминанте – пятой. Знаменитый гитарный «квадрат» строится из этих трех аккордов. Затем к ним можно будет добавить еще несколько аккордов – параллельный мажор и доминанту параллельного мажора. Если вам кажется, что запомнить все это невозможно, не расстраивайтесь. Все необходимые данные по каждой тональности вы найдете в таблице последовательностей аккордов. Кстати, в справочниках такие последовательности часто сопровождаются и табулатурами. Правда, аккорд в таких табулатурах обычно дается в одной основной позиции.
Полезный совет
Выучив несколько аккордов в самой популярных тональностях (ля-минор, ре-минор, ми-ми-минор), вы сможете проаккомпанировать несложные песни и в других. Для этого служит каподастр – передвижной порожек, который позволяет брать аккорды без баррэ. Табулатура в этом случае читается так, как будто каподастр – это тот порожек, что отделяет гриф от головки.
Источники:
  • Табулатуры для гитары в 2018
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500