Кладбища, созданные самой природой



За всю историю человечества море поглотило множество кораблей. Эти корабли лежат на дне морей и океанов, законсервированные в соленой воде для будущих поколений археологов. В особо опасных местах суда лежат буквально пластами: над античными триремами можно найти ладьи викингов, над средневековыми кораблями – фрегаты, над фрегатами – стальные корпуса современных военных и торговых судов.

Одно из знаковых мест Атлантики – мели Гудвина, расположенные у юго-восточного побережья Британии. Эти подводные песчаные банки описаны во многих литературных произведениях. Счет человеческих жертв, принесенных морю мелями Гудвина, исчисляется десятками тысяч. Корабли не могли обойти мели из-за того, что пески постоянно перемещались, а также из-за тумана и сильных течений.

Кладбище кораблей в Читтагонге



Один из самых крупных мировых центров по слому кораблей находится в Бангладеше, в городе Читтагонг. Штат сотрудников этого центра доходит до 200 000 человек. Впрочем, точного числа не знает никто: сотрудники приходят и уходят, когда им вздумается, получив оплату за выполненную работу. Необходимость построения такого кладбища в одной из развивающихся стран возникла после Второй мировой войны, когда в мире скопилось большое количество нуждающихся в утилизации кораблей. В Европе рабочие руки стоят дорого, поэтому кладбище было решено построить в Бангладеше.

История центра по слому кораблей в Читтагонге началась в 60-х годах прошлого века. Тогда неподалеку от побережья на мель попал греческий корабль MD-Alpine. Попытки снять судно с мели оказались неудачны, и корабль оставили ржаветь под открытым небом. Впрочем, местные жители не дали ему окончательно заржаветь и быстро разобрали судно на части, а металлолом продали.

Оказалось, что разбирать корабли можно с выгодой для себя. Дело в том, что цена на металлолом в Бангладеше была всегда достаточно высока, поэтому все работы окупались. Неквалифицированный труд стоил недорого, а металл дорого – вот и выгода. О достойной оплате труда никто не думал, о мерах безопасности тоже: еженедельно на предприятии погибал минимум один человек.

Правительство вмешалось в ситуацию и ввело стандарты безопасности для рабочих. В результате действий правительства труд стал стоить дороже, себестоимость утилизации кораблей возросла, и бизнес пошел на спад. Однако кладбище в Читтагонге работает и по сей день, на нем утилизируется около половины списанных во всем мире кораблей.