В народе существует поверие, что Церковь все-таки поминает людей, добровольно ушедших из жизни, единственный раз в году – в субботу, предшествующую празднику Святой Троицы (этот день поминовения усопших называется Троицкой родительской субботой). Данное представление происходит от одного из песнопений, которое поют в этот день в храме, там действительно есть слова о людях, покончивших с собой, но поименно их не поминают.

Церковь не молится за самоубийц никогда – ни в какие дни, ни при каких обстоятельствах – и бесполезно умолять об этом священников. Исключение составляют те, кто покончил с собой в состоянии психического расстройства, будучи не в состоянии отвечать за свои поступки, и это подтверждается справкой от врача. Таких людей поминают так же, как и всех, но только с письменного разрешения архиерея.

Почему не поминают самоубийц



Церковь отказывается от поминовения самоубийц не потому, что не скорбит об их участи или не сочувствует горю их близких. Она не делает этого по той же причине, по которой не молится за некрещеных.

Жизнь человеку дает Бог, только Он имеет право решать, когда она закончится – и не важно, насколько жизнь приятна человеку. С точки зрения христианина земная жизнь – это путь испытаний, которые надлежит принимать со смирением, понимая их значение для духовного роста. Самовольно отказываясь от жизни и от испытаний, которые она несет, человек ставит свою волю выше воли Бога, тем самым демонстрируя миропонимание, абсолютно не соответствующее христианскому вероучению.

Такой человек оказывается вне Церкви – подобно некрещеному, следовательно, она уже ничего не может для него сделать. Конечно, в подобную ситуацию человека ставят и другие грехи, но они хотя бы предполагают принципиальную возможность покаяния, самоубийца же сознательно отрезает себе этот путь. Священники не берутся утверждать, что для таких людей нет абсолютно никакой надежды – знать все о чьей-либо посмертной участи может только Бог, но самоубийцу приходится полностью препоручать Его воле.

Келейная молитва



Невозможность церковного поминовения заставляет близких людей самоубийцы искать хоть какого-то утешения в келейной – индивидуальной, домашней молитве. Прямого запрета на келейную молитву за самоубийц в Церкви не существует, но делать это можно исключительно по благословению духовника. Впрочем, священники неохотно дают такие благословения, и тому есть серьезные причины.

Молитва за самоубийцу в определенной степени становится проявлением гордыни: человеку, который это делает, может показаться, что он милосерднее Церкви или даже самого Бога. Кроме того, молясь за кого-либо, христианин становится сопричастен состоянию души этого человека. Душа самоубийцы покидает мир в состоянии отчаяния, уныния или даже озлобления, враждебности Богу. Этим состоянием может «заразиться» тот, кто за него молится, поэтому священники не советуют молиться за самоубийц.

Если благословение священника все-таки получено, нужно читать молитву преподобного Льва Оптинского. Хороший способ помочь душе самоубийцы – раздача милостыни нуждающимся.