Предки органа известны с древнейших времен. Одним из них является шэн, духовой народный инструмент, состоящий из тростниковых трубочек. Родиной этого инструмента, звук из которого извлекается посредством дыхания, является Китай. Еще одним предшественником органа считается флейта Пана. Названа она в честь древнегреческого божества, покровителя лесов и лугов, который и создал этот инструмент. Флейта Пан представляет собой скрепленные вместе трубки различной длины.

Гидравлос Ктесебия



Наиболее приближенным к современному органу стал гидравлос, или водяной орган. Его изобретение относится к третьему веку до н.э. Его автором является Ктесебий, древнегреческий механик и изобретатель. Гидравлос издавал звуки благодаря своему строению: два поршневых насоса, один из которых подавал воздух в инструмент, а другой в трубы. Музыка, которую извлекали из этого инструмента таким способом, была очень громкой и пронзительной. Со временем для водяного органа стали использоваться меха вместо водяного резервуара и насосов.

Божественная музыка



С течением времени органы все более совершенствовались. В седьмом веке орган начал использоваться в католических церквях. Количество металлических труб увеличивалось и могло достигать нескольких тысяч. В XIV веке появились ножные педали для более низких звуков. Орган мог подражать другим инструментам, а также явлениям природы, это возможно благодаря огромному количеству труб, которые издают звук различного тембра, а также благодаря регистровым рычагам и различным кнопкам.

В XIV веке этот инструмент стал известен во всей Европе. Стали популярными стационарные органы, под названием позитив, и переносные – портатив. Золотым временем для исполнения органной музыки стали XVII и XVIII века. Музыка этого инструмента отличалась великолепным звучанием, для него писались новые гениальные произведения. Орган стал обязательным элементом всех католических церквей и соборов.

С XVIII века он начал использоваться в ораториях, а с XIX – в операх. Звучание этого инструмента как никакого другого подходило для создания торжественной и величественной обстановки. Практически все великие композиторы включали в свои сочинения музыку для органа. В последующее время «король инструментов» продолжал приобретать новые звучания и новые тембры, вводились новинки в конструкцию, пока орган не дошел до современного вида.