Проведение диагностического исследования



В начале любого исследования происходит сбор информации об объекте исследования, ознакомление с документацией, изучаются справки, отчеты, статистические данные, изучается нормативная документация по вопросу диагностики, рассматриваются личные дела. Следующим этапом социальной диагностики являются беседы, в которых выясняются основная и дополнительная информация по вопросам исследования, уточняются определенные моменты. Составляя вопросы для беседы, специалист по социальной работе, учитывает опыт и практику проведения таких исследований, а также другие ситуативные особенности.

Особый метод проведения диагностики – наблюдение. По средствам этого метода можно получить дополнительную информацию, которую не удалось выяснить в ходе беседы, психологические особенности, мимику жесты, эмоциональную реакцию на ту, или иную ситуацию, обращается внимание на то, как объект реагирует на трудности, замечания, требования, как меняется его настроение. Метод экспертной оценки включает в себя интервью, анкетирование и тестирование, позволяет получить дополнительную информацию об объекте диагностики. Интервью может быть свободным и формализованным. В первом случае специалист иногда задает вопросы участнику интервью, в отличие от второго метода, где он ведет себя активно, постоянно задавая вопросы, на которые отвечает интервьюируемый.

Анкетирование



Вопросы в анкете должны быть сформулированы просто и коротко, расположены в логическом порядке, для облегчения обработки информации. Широкое применение имеют индивидуальные, групповые, вербальные, невербальные, а также общие и социальные методы тестирования. Тестирование включает в себя тест-опросник с хорошо продуманными вопросами, ответы на которые позволяют судить о психологических качествах тестируемого. Тест – задание, это задание, которое оценивает степень развития тестируемого.

Анализ собранной информации



На основе собранной информации специалист проводит анализ проблем и факторов, которые могли вызвать проблему, влияния факторов, сравнение информации и др. Анализ данных, собранных различными способами начинается с классификации. Критерии классификации: возраст, пол, семейное положение, социальная принадлежность и др. Эти классификационные критерии применяются для диагностики проблем молодежи, безработицы, здоровья, развития в области экономики, социальной политики и других. Анализируют собранную информацию несколькими методами. Метод корреляции выявляет взаимную связь, взаимное влияние факторов, особенностей, которые были выявлены в процессе диагностики, выявляет конфликтные ситуации.

Метод сравнительного анализа проблем специалисты используют для того, чтобы выяснить причины каких-либо явлений, обнаруженных в ходе социальной диагностики. Экспертные методы анализа исследования подразумевают привлечение широкого круга специалистов, в том числе и аналитиков, например для определения уровня психического здоровья детей привлекают в качестве экспертов психотерапевтов и психологов. Метод парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив используют для анализа какой - либо пары альтернативных решений, которые затем ранжируются по степени важности. По окончании проведения анализа очень важна интерпретация специалистами данных, собранных в процессе диагностического исследования, учитывая индивидуальность объекта исследования и обозначение выявленных в ходе диагностики и анализа проблем.