Водоплавающие птицы



Среди водоплавающих птиц наиболее ценились лебединые и гусиные перья, хотя использовались и утиные. Перья левого крыла гуся считались подходящими для правши. Использовались маховые перышки, причем от одного гуся пригодными были только около десяти элементов. Почему именно гусиное перо считалось наиболее ценным для письма? В отличие от других птиц, перо гуся — это толстый полый стержень, который имел пористое основание. Это позволяло руке прочно его держать. Благодаря сделанному ножом наклонному срезу кончика пера, обнажалась пористая внутренность, которая хорошо впитывала чернила. Это позволяло реже окунать его в чернильницу. Также кончик пера был в меру мягким, благодаря чему оно сохраняло свою форму дольше, что избавляло хозяина от частой заточки.

Чтобы все эти свойства приносили пользу, необходимо было правильно подготовить перо для письма. Для этого у молодого и здорового гуся вырывалось одно внешнее перо или пять перьев левого крыла. После этого необходимо было срезать часть бородки, чтобы было удобно браться за стержень. Однако использовать письменную принадлежность было еще рано. Важный этап — вываривание пера в щелочи около пятнадцати минут. Это позволяло хорошо его обезжирить. На этом процесс не заканчивался – надо было закалить высушенное после предыдущего этапа перо. Для этого применяли горячий песок, температура которого не превышала 65 градусов. Использовать перо можно было после заострения кончика - для этого брали обычный перочинный нож.

Гусиные перья обладали определенными недостатками. К примеру, скорость письма с их использованием была небольшая. Также они издавали сильный шум и скрип. Малейшая неточность приводила к разбрызгиванию чернил. Нельзя было сильно давить на перо, иначе его кончик быстро раскорячивался и стачивался. При регулярном письме пера хватало не более чем на неделю, после чего оно подвергалось очинке.

Гусиное перо считается символом поэзии и литературного творчества. Его использовали очень долго, до конца восемнадцатого века. Знаменитый А.С. Пушкин написал великие произведения и портреты именно гусиным пером. Исследования показали, что портретных набросков, созданных именно таким путем, было более пятидесяти. Как видно, великий поэт ценил гусиное перо как хорошее средство письменности.

Другие птицы



Использовались не только перья водоплавающих птиц. В принципе, писать можно было любым птичьим пером, которое имело подходящий размер и нормальную трубчатую структуру. Некоторые каллиграфы ценили перья тетерева. Также могли пользоваться перьями ястреба, страуса, павлина, ворона.

Кстати, в России даже в девятнадцатом веке использовались именно птичьи перья, однако процесс подготовки перьев к письму многие писатели не доверяли никому. Хорошие, качественные перья даже дарили друг другу в знак уважения и особого расположения.