Совет 1: Как обращаться к священнику

Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, так как точно не знают, как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник – духовный пастырь, и для него важно помочь своим прихожанам.
Вам понадобится
  • Знание церковного этикета
Инструкция
1
При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.
2
Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.
3
Согласно этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благоговение. Бестактно обращаться за благословением к священнику во время богослужения, когда он направляется к месту исповеди или крещения. Если прихожанин встречает священника на улице, благословения испросить можно. Но если батюшка занят или торопится, разумнее ограничиться поклоном. У диакона – помощника священника – благословения не испрашивают. Если необходимо к нему обратиться, можно сказать, например: «Отец диакон, состоится ли завтра крещение?».
4
Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.
5
Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).
Обратите внимание
В традициях Православия к священнику не обращаются со словами: "святой отец". Вместо этого произносят "честный отче".
Как обращаться к православному священнику
Связанная статья
Источники:
  • как обращаться к батюшке

Совет 2: Как задать вопрос священнику

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы. Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику.
Инструкция
1
Выберите удобное время. Недопустимо отвлекать священника во время совершения церковных Таинств. Лучше всего подойти к священнику после окончания службы. Сначала нужно попросить у батюшки благословения. Сложите руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте руку священника. Это не только знак почитания к лицу, носящему священный сан, но, самое главное, - принятие благословения от Самого Господа. После этого можно задавать вопрос.
2
Ничего нет страшного, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае (как просить благословения, как правильно ставить свечи, как прикладываться к иконам и т.д.). Если вам тяжело совершить какой-то обряд (например, попросить благословения), не заставляйте себя. Ваш приход к вере должен быть свободным и добровольным, а выполнение обрядов - осознанным. Священник будет доброжелателен к вам в любом случае, даже если опыт вашей церковной жизни очень мал.
3
Во многих приходах существует специально отведенное время для бесед с прихожанами. Это наиболее подходящий вариант для того, чтобы задать вопрос, ведь можно точно быть уверенным в том, что у священника есть для вас время. Если такие беседы при храме не проводятся, просто узнайте у священника, когда он сможет уделить вам время.
4
Многие задают вопросы священнику во время собственной исповеди. Это вполне допустимо, но только надо помнить, что вы не должны слишком надолго задерживать священника, ведь наверняка ему предстоит исповедовать и других прихожан, а это занимает немало времени. К тому же исповедь - это таинство, требующее серьезного молитвенного настроя и глубокого стремления очиститься от грехов. Если вы все-таки хотите задать свой вопрос во время исповеди, подумайте, будет ли это уместно.
5
Сейчас широко практикуется общение со священниками через интернет. На различных сайтах, форумах, в социальных сетях есть возможность задать вопрос тому или иному батюшке. Зачастую это можно сделать анонимно, что, конечно, очень удобно. Но надо учитывать, что далеко не на все вопросы батюшка способен ответить виртуально. Он может дать лишь общие рекомендации или направить ваши мысли в определенное русло. Но всецело полагаться на такое виртуальное общение не стоит, так как только при личной беседе священник сможет глубоко вникнуть в вашу ситуацию.
Видео по теме
Обратите внимание
Не стоит отчаиваться, если полученный ответ на вопрос вас не удовлетворит или вовсе расстроит. Это может быть вам на пользу, ведь тогда вы сможете по-новому посмотреть на ситуацию, и, возможно, понять свои собственные ошибки. Как бы ни сложилось ваше общение со священником, пытайтесь найти ответ на ваш вопрос в рамках Церкви. Читайте книги, статьи на православные сайтах, общайтесь с верующими людьми, и Бог обязательно откроет вам, как поступить в той или иной ситуации.
Полезный совет
Найти своего духовного отца - задача весьма нелегкая. Даже у тех, кто несколько лет регулярно ходит в храм, очень часто нет духовника. Но к этому надо стремиться, ведь священник, который хорошо знает вашу духовную жизнь, сможет помогать вам в разных жизненных ситуациях.
Источники:
  • Как просить благословения

Совет 3: Как обращаться к православному священнику

Совершение богослужения в православном храме невозможно представить без служения священника. Однако пресвитеры православной Церкви не только возглавляют церковную службу, но и своими беседами и советами помогают людям в их житейских, а также духовных вопросах. У многих может встать вопрос, каким образом в частной беседе стоит обращаться к священнику.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно - в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.

В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».

Когда человек знает, как зовут священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно церковному произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» ( а не «отец Сергей"), отец Иоанн (а не «отец Иван").

Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше преподобие» или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, протоиерея, а для монашествующего духовенства - иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме

Совет 4: Как обращаться к патриарху

Годы советского атеизма практически искоренили из жизни наших сограждан официальный церковный этикет. Многие сегодня не знают, как надо обращаться к священнослужителям. И, если вдруг возникнет такая необходимость, человек, далекий от соблюдения церковных канонов, может попасть в неудобное положение. Особенно если у него в сознании отложились иностранные «падре» и «святой отец». На самом деле к священнику Русской Православной Церкви, особенно – к патриарху, надо обращаться в соответствии со специальными правилами.
Инструкция
1
Нужно отметить, что запросто поболтать с патриархом Московским и всея Руси вам вряд ли удастся. Его святейшество Владыко Кирилл хоть и ведет активно пастырскую работу и постоянно общается с народом, все его выходы в свет находятся под строгим контролем. За безопасностью главы РПЦ специальные службы следят не хуже, чем за безопасностью президента страны. Простых прихожан патриарх благословляет, говорит им напутственные слова. Долгим же диалогам, как правило, предшествует предварительная подготовка, можно даже сказать - инструктаж.
2
Но если все-таки представится такой случай, обращаться к патриарху следует: «Ваше святейшество» и «Владыко» (ну или более современно: «Владыка»). Поскольку у православных христиан принято просить благословение у священнослужителя на все действия, в том числе и при встрече, то уместнее будет сказать сначала: «Владыко, благословите». А потом уже говорить об основном, обращаясь к патриарху: «Ваше святейшество….»
Как обращаться к <strong>патриарху</strong>
3
В официальной письменной речи к патриарху можно обращаться словами: «Ваше Высокопреосвященство…»
4
Однако слова – это далеко не все в процессе общения. Жесты тоже имеют большое значение, они многое могут рассказать о человеке. Бывает, мирянин, желая показать, что он не чужд церкви, начинает креститься при виде священнослужителя. Это неправильно. Встретившись со знакомым духовным лицом в общественном месте, воспитанный человек обязательно поздоровается, а воцерковленный может слегка склонить голову. При более тесном общении необходимо сложить правую ладонь поверх левой – таким образом вы показываете, что просите благословение. При обращении к патриарху действует то же правило.
5
Но как быть, если вы атеист или представитель другой конфессии? Если это дело принципа, и обратиться к патриарху в соответствии с церковным этикетом вы никак не можете, это можно сделать и не как истонно верующий. Главное показать себя воспитанным человеком. Например, сказать: «Уважаемый», «Господин».
6
Можно ли говорить: «Батюшка» или «Отец?» Батюшкой по-простому священников именуют в народе. Это привычное обращение. Отец – более официальное. Отцом можно назвать любого священнослужителя – тут грубой ошибки не будет.
Источники:
  • Официальный сайт Московской патриархии РПЦ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500