Совет 1: Как обращаться к священнику

Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, так как точно не знают, как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник – духовный пастырь, и для него важно помочь своим прихожанам.
Как обращаться к священнику
Вам понадобится
  • Знание церковного этикета
Инструкция
1
При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.
2
Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.
3
Согласно этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благоговение. Бестактно обращаться за благословением к священнику во время богослужения, когда он направляется к месту исповеди или крещения. Если прихожанин встречает священника на улице, благословения испросить можно. Но если батюшка занят или торопится, разумнее ограничиться поклоном. У диакона – помощника священника – благословения не испрашивают. Если необходимо к нему обратиться, можно сказать, например: «Отец диакон, состоится ли завтра крещение?».
4
Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.
5
Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).
Обратите внимание
В традициях Православия к священнику не обращаются со словами: "святой отец". Вместо этого произносят "честный отче".
Как обращаться к православному священнику
Связанная статья
Источники:
  • как обращаться к батюшке

Совет 2: Как обращаться к православному священнику

Совершение богослужения в православном храме невозможно представить без служения священника. Однако пресвитеры православной Церкви не только возглавляют церковную службу, но и своими беседами и советами помогают людям в их житейских, а также духовных вопросах. У многих может встать вопрос, каким образом в частной беседе стоит обращаться к священнику.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно - в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.

В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».

Когда человек знает, как зовут священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно церковному произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» ( а не «отец Сергей"), отец Иоанн (а не «отец Иван").

Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше преподобие» или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, протоиерея, а для монашествующего духовенства - иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500