Планирование



Планирование является важным этапом проведения аудита. Именно на этой стадии специалист должен определить стратегию контроля, создать аудиторскую программу и оценить объем контроля. Аудитор должен разработать и оформить документально общий план, определить существенность ошибок, после чего может приступить к непосредственной проверке. Во время составления плана важно проанализировать такие вопросы, как понимание бизнеса аудитором, понимание системы внутреннего контроля, определение рисков, время, виды и полнота процедур, сопровождение, надзор и руководство, а также другие вопросы. Общий план должен быть очень детальным, чтобы по нему можно было составить программу аудита - детальный перечень содержания процедур, проводимых аудитором.

Начальный этап планирования может включать в себя аналитические процедуры, помогающие специалисту понять значимые для него вопросы, что позволит хорошо спланировать работу. Это может быть проверка экономических показателей за предшествующие года, выявление значимых отклонений и так далее. Важный этап в подготовке общего плана — изучение системы бухучета и оценка системы контроля внутреннего характера. Это возможно благодаря анализу соответствующей документации, беседы с руководством и другим мероприятиям.

Сбор и анализ информации



Во время проведения проверки аудитор должен изучить и дать оценку некоторым аспектам системы бухучета. К ним относится учетная политика и ее соответствие нормативным требованиям, организация документооборота и организационная структура. Также необходимо оценить место и роль компьютерных информационных систем в процессе подготовки отчетности, критические области учета, в которых велик риск ошибок, и средства контроля, которые предусмотрены в некоторых областях учетной системы. Важно провести тестирование внутреннего контроля, который включает в себя контрольную среду, оценку уровня риска, мониторинг средств контроля и так далее. Аудитору предстоит выявить риски сильных искажений и дать им оценку, причем не только на уровне финансовой отчетности, но и на уровне предпосылок по каждому классу операций. Оцененный уровень риска поможет учитывать характер, объем и сроки дальнейших процедур проверки.

Составление аудиторского заключения



Результаты проведенной аудитором проверки обобщаются на основании международных норм аудита. Аудитор несет ответственность за выражение мнения и формулировку достоверности бухгалтерской отчетности. Несмотря на то, что есть несколько видов аудита (инициативный, обязательный и по специальным заданиям), целесообразно пользоваться единой формой аудиторского заключения. Оно должно быть составлено на русском языке, а показатели стоимости должны выражаться в рублях.

Есть несколько основных элементов аудиторского заключения: наименование, адресат, информация об аудиторе, информация об аудируемом лице, введение, описание объема аудита, мнение аудитора, дата составления аудиторского заключения и подпись аудитора. Этот документ переходит в руки руководства аудируемого лица. На аудиторе лежит ответственность за формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.