Основными препятствиями речному судоходству являются мели, пороги, уклоны, разница уровней воды в смежных акваториях при наличии плотин или дамб. С целью обеспечения беспрепятственного прохождения судов на этих участках возводят ряд сложных сооружений. К ним относят затворы, камеры, ворота и установки по нагнетанию воды.

Устройство судоходного шлюза


Шлюз представляет собой часть русла реки или судоходного канала, ограниченную с двух сторон гермозатворами. Оба затвора соответствуют по высоте уровню воды в высшей части перехода. Обычно дно шлюза делают каменным для поддержания более стабильного уровня при наполнении или опустошении камеры. На сложных переходах может быть сооружено несколько шлюзов подряд, расположенных каскадом.

Каждый шлюз снабжен закрытыми или открытыми каналами водопроводной системы, по которым нагнетается или отводится вода. Обычно насосно-затворная станция расположена в непосредственной близости от основного массива гидротехнических сооружений. Подача и слив воды могут осуществляться как естественным путем при открывании плоского шлюза, соединяющего камеру с акваторией высокого уровня, так и принудительной перекачкой.

Как проходит процесс шлюзования


При прохождении шлюзования судно заходит в шлюз через открытые ворота с одной его стороны. Если судно осуществляет подъем в акваторию высшего уровня, камера пуста. Заполняют камеру перед переходом судна из акватории высшего уровня на более низкий. Когда судно вошло в шлюз, ворота за ним закрываются, при этом камера становится практически полностью герметичной.

Далее следует слив или нагнетание воды в камеру, при этом судно соответственно опускается или поднимается. Как только уровень воды в шлюзе становится относительно равным со смежным водоемом, открываются небольшие затворки для полной стабилизации водной поверхности. После этого основные ворота открываются и судно может покинуть шлюзовую камеру.

Особенности речного шлюзования


Как правило, на реках основными препятствиями являются дамбы водохранилищ и плотины ГЭС. В этих местах разница уровней слишком высока. Для обеспечения водного пути мимо них сооружается обходной канал, предназначенный как для судоходства, так и для регулирования уровня воды в верхней акватории дамбы. Не следует путать шлюзы с судоподъемниками. Последние хоть и могут иметь похожий внешний вид, устроены гораздо более сложно и ограничены в водоизмещении транспортируемых судов.