Священное Писание повествует о распятии Христа. Это один из центральных моментов всей новозаветной истории. Из евангелия ясно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Один справа от Него, другой слева. Именно тот человек, который находился справа от Христа на кресте, по преданию Церкви, первым и попал в рай. Благоразумный разбойник, так называют распятого, удостоившегося Царствия Небесного, на кресте искренне покаялся в своих злодеяниях. Об этом повествует евангелист Лука.


Распятие на кресте считалось самой позорной и страшной казнью в Римской империи. Только самые жестокие преступники могли подвергнуться такому наказанию. Можно предположить, что разбойники, распятые рядом со Христом, занимались разбоем, грабежами и убивали людей. Распятый слева от Христа хулил Господа, оскорблял его и требовал, чтобы Иисус явил свою божественную силу и сошел с креста. Второй же разбойник открыто выступил в защиту Спасителя, говоря о том, что у Христа нет никакой вины. Затем благоразумный разбойник обратился к Спасителю с просьбой: «Помяни меня Господи, когда будешь царстовать» (так с церковно-славянского можно перевести слова разбойника из евангелия от Луки). Сердце разбойника прониклось покаянным чувством, он видел плачь многих женщин у креста, возможно слышал о великих чудесах Христовых. Также разбойника могло поразить чувство любви Христа к людям, ведь Иисус с креста молился за своих распинателей. Может быть, это предопределило чувство веры в Христа как Мессию и вызвало покаяние. На слова благоразумного разбойника Христос ответил:«Сегодня-же будешь со Мной в раю».


Получается, что первым обетование наследия Царства Небесного получил покаявшийся на кресте разбойник. В этом православная Церковь усматривает великую любовь Бога даже к самым нечестивым людям. Христианство учит о том, что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Каждому человеку дана возможность покаяния и примирения с Богом. Вне зависимости от тяжести грехов, при чистосердечном раскаянии, Господь может простить. Однако это не означает, что всякое наказание для человека не должно иметь места в случае раскаяния. Так, Церковь не отвергает возможности тюремного заключения за грехи. В данном контексте речь идет о прощении человека Богом и возможности попасть в рай для любого, кто чистосердечно покаялся и решил изменить свою жизнь к лучшему.