С чего начинать


До школы ребята воспринимают время как определенный ритм жизни. Сначала малыши узнают про времена года. Затем знакомятся с месяцами, днями недели, временами суток. Но точно определять время по циферблату часов без помощи взрослых они еще не в состоянии.

Обычный дошкольник к 6-7 годам располагает сведениями, что утро наступает сразу после ночного сна, когда встает солнце. В это время он обычно завтракает и идет в детский сад. Вечер наступает, когда начинает садиться солнце и на улице темнеет. Тогда настает время семейного ужина. Вечер плавно перетекает в ночь, когда всем надо спать. А временной интервал между утром и вечером – это день.

Если малыш еще путается, то для начала стоит с ним повторить все понятия и что за чем наступает. При этом надо обратить внимание дошкольника на необходимость в нашей жизни времени. Так же в доступной форме объяснить, что значит прошлое, настоящее и будущее. Ознакомить с понятиями: сперва, сначала, затем, потом, после того как. Что означает - вчера, сегодня, завтра.

Чтобы помочь ребенку научиться определять время по часам, надо все вышеперечисленные для него термины нарисовать в круге. То есть раскрасить соответствующие временные промежутки разными цветами: утро, день, вечер и ночь.

Затем рекомендуется предложить ребенку самому разделить эти промежутки на примерно равные интервалы. А уже их разделить на меньшие промежутки времени, в которые малыш по режиму дня чем-то занят. Пусть дошкольник сам вспомнит все свои обычные занятия за день и попробует разместить их в определенные промежутки, соответствующие времени суток. Чтобы закрепить полученные знания, пусть дитя рисует рисунки, которые отображают те или иные его дела. Композиции можно развешивать на стенку вокруг размещенного там же импровизированного круга-циферблата.

Обучение в игре



Лучше всего научить ребенка самостоятельно определять точное время получится на больших игрушечных часах, где он сможет двигать стрелки. Необходимо разъяснить малышу, что время не может идти назад. Показать, в какую сторону двигаются стрелки часов, пояснить, что показывает самая короткая стрелка, что длинная, а что самая тоненькая, с какой скоростью каждая из них двигается.

Эту информацию стоить преподносить ребенку постепенно, начиная с часовой стрелки. Через несколько дней, когда знание о часе усвоится, стоит переходить к усвоению знаний о минутной стрелке. Таким образом ребенок поймет, что день состоит из часов, часы из минут, а минуты из секунд.

Для того чтобы понять, усвоил ребенок понятие или нет, стоит попросить его объяснить термин своими словами, показать, где будет находиться маленькая стрелка через час. После освоения часа можно переходить к минутам. А далее – к секундам.

Закреплять информацию необходимо, постоянно тренируя ребенка. Для этого можно спрашивать, сколько сейчас времени, учить, как принято отвечать. Например, на часах: 16 часов, двадцать минут. А отвечать надо - двадцать минут пятого. Также можно просить устанавливать на игрушечных часах определенное время.

Не надо торопить ребенка. Главное, чтобы обучение дошкольников проходило в форме игры и сопровождалось положительными эмоциями. Занятие не должно продолжаться более 20-30 мин. Это самое оптимальное время, чтобы малыш не успел потерять свой интерес.