Без лаптей


Как свидетельствуют сибирские историки, лапти на просторах от Тобола до Амура действительно почти не носили: и холодно, и не слишком удобно. Да и российской территорией великая и могучая как по форме, так и по содержанию Сибирь стала относительно недавно. На много сотен лет позднее, чем российский мужик впервые примерил лапти и пошел удивлять Европу.


Да, но в чем тогда ходили местные жители на охоту, рыбалку и уборку снега? Неужели босиком или, например, в валенках? Первое предположение, конечно, абсурдно, Сибирь все же не Африка. А что касается воспетых Руслановой валенок, то, по словам все тех же историков, в регионе они появились примерно в середине ХVIII века, вместе с переселенцами из центральной части страны. И считались достаточно дорогим удовольствием, не для каждого.


Киса из камуса


В отличие от современных реалий, когда сапоги из натуральной кожи стоят намного дороже иной обуви, предки сибиряков ХХI века, даже самые бедные, носили исключительно настоящую кожу. Причем шили ее из шкур добытых животных, чаще лосей и изюбров, которые сами же и обрабатывали. Наиболее распространенными видами обуви были ичиги, напоминавшие как раз нынешние сапоги, и не имевшие голенищ чирки.


И что касается сапог, то позволить себе иметь их, как и валенки, могли только зажиточные люди. Сапоги женихам даже дарили, из-за особой ценности и высокой стоимости, на свадьбу. Причем к ним обязательно покупались, для большей сохранности, несколько пар калош. Сибиряки, зарабатывавшие на жизнь исключительно охотой, предпочитали бродить по окрестной тайге в меховой обуви, и тоже большей частью собственного изготовления. Мужская, да и мало чем отличавшаяся от нее женская обувь делалась из камусов (шкуры с оленьих ног). Русские и коренные сибиряки с удовольствием носили длинные, до пояса, дышики, промысловые камысы, качутки, короткие камчуры, теплые и просторные домашние кисы (кысы, коты) и празднично расшитые шелком чижи.


Меняем угги на унты


Одним из наиболее популярных видов современной женской зимней обуви являются угги. А вот девушки, жившие в Сибири за много лет до их изобретения, всему прочему предпочитали придуманные эвенками и сшитые из тех же камусов меховые унты с подошвами из шкуры оленя, украшенные бисером, цветным сукном, кусочками шкурок зайцев и песцов. Длинные унты, в переводе с эвенкийского языка обозначающие обувь, стягивали ниже колен ремешком.


Также унтами называют и шившиеся сибиряками, особенно ненцами, высокие меховые торбаса (сапоги) или пимы, носившиеся с меховыми же чулками — они называются тяж или чиж — и сухими травяными стельками. К слову, торбаса не самое забавное название для сибирской обуви. Так, долганы предпочитали ходить в коротких оленьих бакари, в чести у якутов были саары, а сибирские коми носили высокие, до 40 см и мехом наружу, сапоги под названием тцбцки…


Сибирь ХХI века


Тем, кто живет сейчас в Омске, Новосибирске, Красноярске или Чите приходится куда сложнее бороться с морозами, ведь время пим и торбасов давно прошло. И от морозов на улице сибирячки спасаются в традиционной для нынешних времен обуви — тех же уггах, теплых кожаных сапогах на меху или из замши с платформой или каблуком. Дополняя их теплыми колготками и овчинными или войлочными стельками.