Буддизм совершенно обоснованно считается наиболее мирной религией. Это мнение подтверждает многовековая история. «Просветленные» никогда никого не принуждали примкнуть, не пытались повсеместно насаждать свои постулаты, ни о каком игни эт ферро не могло быть и речи. Но, несмотря на полное отсутствие насилия, Буддизму удалось повсеместно приобрести неисчислимое количество последователей.

День из жизни тибетского монаха



Попытаемся, приоткрыв завесу тайны, взглянуть на совершенно обособленный мирок под названием тибетский монастырь. Образ монашеской жизни достаточно замкнут. Жаждущие просветления весьма немногословны, но поистине терпеливы. Мир, погрязший в суете не достоин внимания, истинный смысл в стараниях и умении ждать. Стремящийся получить все и сразу слишком отвлечен погоней за мнимым, такому человеку не дано обладать высшим знанием. Тайны Тибета подвластны лишь пришедшему с истинными духовными устремлениями, тому, для кого совершенствование является первостепенной самоцелью.

Итак, обитель существует изолированно от внешнего мира. Единственное связующее звено – это караван с продовольствием. Однако большинство продуктов питания выращивается и производится самими ламами. Более предпочтительным считается ручной труд, исключающий использование даже такого инвентаря, как соха или плуг.

Тибетские ламы практикуют вегетарианство, но позволительно употреблять в пищу молоко и яйца. В виду скудного ассортимента продуктов, поступающих на стол, логична приверженность к раздельному питанию. Застольный монашеский этикет исключает торопливое поглощение пищи на фоне оживленной беседы. Ламы едят, молча, не спеша и весьма сосредоточенно. Что же касается порции, то она должна быть достаточной, чтобы всего лишь насытить и поддержать жизненные силы для работы и молитвы.

День каждого из монахов начинается молитвой и ею же завершается. В перерывах же между оными протекают медитации, а также вершатся более суетные дела, способствующие порядку на территории монастыря и тому подобному.

Отшельничество



Существует особый тип тибетских монахов – отшельники. Одни из них просто удаляются в пещеры, не давая обета молчания. Их посещают все желающие, караваны намеренно прокладывают маршрут, пересекающийся с местом обитания монаха-отшельника. Такая встреча сулит не только безопасность во время странствия, но и мудрые наставления, ибо монах не бросает слов на ветер. Вторая категория отшельников подвергает свое физическое тело страшнейшим испытаниям во имя скорейшего просветления. С их же позволения лам замуровывают в пещерах или хижинах, оставляя лишь небольшое отверстие для еженедельной передачи пищи.

Лишенные света и обреченные на вечное молчание. Страдающие от лютого холода и неутолимого голода, монахи-отшельники безропотно следуют по пути просветления. Известно, что такие условия, кроме прочего, часто провоцируют приступы кислородного голодания, повергающие в состояние транса. Таким образом, лама добивается ощущения духовной свободы, во имя которой он прибег некогда к заточению. Когда душа отшельника является в монастырь сообщить о смерти своей физической оболочки, монахи проникают в пещеру, извлекают из нее тело. Немного погодя расчлененное отшельничье тело оставляют на съеденье грифам. Сия традиция связана с каменистостью тибетской местности, исключающей возможность захоронения. Дрова же слишком ценны, чтобы переводить их на отжившую материальную форму, лишенную содержания.

Тибет поистине величав и по-прежнему не теряет своей чарующей привлекательности. Он изобилует сакральными знаниями, которые весьма неохотно раскрывает лишь тем, кто чист намерением и искренен в поиске.