Зародившись в иудаизме, идеи каббалы оказали влияние на европейских мыслителей эпохи Возрождения – Парацельса, Агриппу Неттесгеймского, Пико де ла Мирандола и других.

История каббалы



Одним из отдаленных источников этого мистического учения можно считать «Книгу творения» на древнееврейском языке. Точное время создания этого трактата неизвестно, но предположительно он был написан не раньше III века и не позднее VIII.

Возникновение каббалистического учения как такового произошло в XIII в. в Испании. Именно тогда в Кастилии еврейский мыслитель Моше де Леон написал трактат «Книга Сияния», который выдал за произведение мудреца Симона бен Йохаи, жившего во II в.

Особую роль в формировании каббалистического учения сыграли труды раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также как Ари, жившего в XVI веке.

Изначально каббала развивалась как тайное учение, предназначенное для узкого круга избранных, но на рубеже XVI-XVII вв. каббалист Авраам Азулай, живший в Марокко, провозгласил отмену ограничений на ее изучение.

Каббалистическое учение



Основная идея каббалы – взгляд на Тору, как на особый мистический код, смысл которого надлежит раскрыть. Это позволит постичь законы природы, от несоответствия которых происходят все беды отдельных людей и человечества в целом.

У каждой души – свое предназначение в материальном и духовном мире. Пока душа не осознала его и не выполнила, она обречена на бесконечную череду воплощений. Когда же душа достигла своей цели, она приходит к особому состоянию – Гмар Тикун. Достижение такого состояния – главная цель изучения каббалы.

Творец представляется как абсолютная беспредельность, кроме которой нет ничего (Эн-Соф). Эта божественная неопределенность изливает себя в предметах, ограничивая себя в 10 эманациях – т.н. Сефирот. Совокупность их – древо Сефирот – образует мистическое тело Адама Кадмана, совершенного существа, в котором сосредоточен потенциал мироздания.

Сефирот подразделяются на три верхние (Сефирот разума) и три нижние (Сефирот чувства). К первым относятся Кетер (венец), Хохма (мудрость) и Бина (понимание), к нижним – Хесед (милосердие), Гвура (доблесть), Тиферет (великолепие), Нецах (вечность), Ход (слава), Йесод (основа) и Малхут (царство). Кроме того, выделяется Даат (ключи знания) – незримый Сефирот.

Выше Кетер находится «простой свет», исходящий от Творца. Малхут соответствует материальному миру. Возвышаясь, душа может достичь сферы Бина, но дальнейшее возвышение невозможно без достижения состояния Гмар Тикун.

Древо делится на две части: правую (мужскую) и левую (женскую). К мужской части, обладающей способностью давать, относятся Хохма, Хесед и Нецах, а к женской, обладающей желанием получать – Бина, Гвура и Ход. Остальные сферы относятся к средней линии – Исраэль, символизирующей баланс между отдачей и получением.

10 Сефирот были созданы Творцом для того, чтобы скрыть совершенство Творца от человека, который был создан как сосуд, принимающий в себя свет Творца.

Особое значение в каббалистическом учении придается буквам еврейского алфавита. Считается, что в процессе их произнесения был сотворен мир.