Значение


В контексте религии этим словом обозначали комплекс действий, предписанный к выполнению священником, чтобы искупить грехи и получить отпущение. Несколько позже слово «сатисфакция» получило дополнительное значение. Им стали обозначать компенсацию морального ущерба, который был нанесен личным оскорблением. Эта компенсация могла быть получена только во время дуэли.


Это слово пришло в русский язык во время правления Петра Великого. Даль считает, что оно пришло из французского языка, а Фасмер убежден, что оно было заимствовано из польского. В русском языке оно употреблялось именно в узком «дуэльном» смысле. Когда дуэли запретили, термин приобрел ироничный оттенок и постепенно устарел. В современном мире фраза «я требую сатисфакции» чаще всего сигнализирует о желании говорящего получить извинения, а во все не о вызове на дуэль.


Вообще же, дуэль в привычном нам понимании появилась в России примерно в то же время, что и слово «сатисфакция», то есть во время правления Петра Первого, который активно занимался формированием современного ему дворянского сословия. Дуэли стали исчерпывающим способом для разрешения большинства конфликтов. Они были столь распространенными, что сам Петр приказал казнить всех участников (секундантов, свидетелей и дуэлянтов) вне зависимости от исхода дуэли. Екатерина Вторая считала дуэли нехарактерным, наносным явлением для России и всячески с ними боролась.
В современном мире слово «сатисфакция» имеет и более глобальное значение. Политические сатисфакции означают выполнение какой-либо страной определенных требований в качестве компенсации за противоправные действия.



Сатисфакция по-русски


Отечественное дворянство вопреки всему близко приняло идею дуэли, право на поединок давало возможность взять ответственность за свою судьбу (пусть порой это и вело к смерти). Дуэль часто использовали в качестве своеобразного высшего суда, по законам чести отклонить брошенный однажды вызов было уже невозможно.
Условия русских дуэлей считались самыми жестокими во всей Европе. Именно это и делало их весьма удобными для политических убийств.



К началу девятнадцатого века дуэли отвели собственно сатисфакции за оскорбление чести роль второго плана. Главным стало убеждение или вера в своем праве покарать любого человека. Например, возник вид дуэли-возмездия на романтической почве, в подобных поединках вопрос чести вообще не затрагивался. Нередко дуэли использовались в качестве способа политического или заказного убийства. Стоит ли говорить, что такие поединки не имели никакого отношения к удовлетворению морального ущерба?