Понятно, что быстрее всего человек развивается в детстве, и именно тогда быстрее всего изменяются литературные пристрастия человека. Так, трехлетний малыш с удовольствием слушает сказку про Курочку Рябу или Колобка, а в пятилетнем возрасте только снисходительно улыбается на предложение почитать что-то подобное – он уже «перерос» эту литературу, взял от нее все, что мог, и теперь скорее заинтересуется волшебными сказками или веселыми сюжетными стихами. Возраст оказывает влияние на выбор книг для чтения, и немалое.

Начальный уровень читательского восприятия



Дошколят и младших школьников в книге интересует, прежде всего, сюжет. И чем старше ребенок, тем более сложную сюжетную линию он может воспринять и оценить. К окончанию младшей школы ребенок вполне способен читать произведения с несколькими пересекающимися сюжетными линиями, хитрым переплетением фабулы, довольно большим количеством героев.

Книги для юных читателей изобилуют существительными и глаголами: ребенку этого возраста важно знать, кто что сделал, куда пошел и что случилось потом. Описания нужны только для того, чтобы составить представление о месте действия, лучше вообразить себе героев, т.е. носят вспомогательный характер. К сожалению, некоторые взрослые так и не идут дальше сюжетно-событийного восприятия книги.
Как правило, такие люди если и читают, что что-то вроде второсортных любовных романов или книг в жанре "экшен".


Средний уровень читательского восприятия



Дальнейшее развитие читательского восприятия требует определенного обучения, культуры чтения. Сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно подрастающий человек начинает не просто следить за действиями героев, но и размышлять над книгой: почему герой поступил так, а не иначе, какие обстоятельства или особенности его характера послужили тому причиной? Ребенок постигает основы анализа литературного произведения.

Теперь, чтобы заинтересовать читателя, книга должна быть не просто увлекательной с точки зрения сюжета. Он хочет искать объяснения поступкам персонажей, пытается поставить себя на их место, размышляет, как действовал бы он в подобной ситуации. На этом этапе развития культуры чтения уже больше внимания уделяется рассуждениям, описаниям, прочим литературным приемам, которые ранее воспринимались как «вспомогательные» или даже «лишние».
На восприятие литературного произведения также огромное влияние оказывает общий уровень культуры и развития художественного вкуса


«Зрелый» читатель



Следующим этапом восприятия и понимания литературного произведения становится диалог с автором. Читатель уже осознает, что книга была создана для того, чтобы выразить идеи писателя, его представления о людях, их взаимоотношениях, разобраться в определенных проблемах. И он начинает размышлять вместе с автором, соглашается с ним внутренне или спорит. Наравне с описанием действия или диалогами героев, человек с книгой в руках с интересом вчитывается в авторские отступления, ремарки, размышления и описания душевных переживаний персонажей.

Возможно, достигнув такого уровня восприятия произведения, читатель захочет больше узнать об авторе, истории создания книги, прототипах персонажей, ознакомиться с критическими статьями – все это поможет ему наиболее полно и глубоко понять авторский замысел и определить собственное к нему отношение.

Но даже при сформировавшейся читательской культуре, зрелом художественном вкусе восприятие одного и того же произведения может отличаться у одного и того же человека в разные периоды жизни. Роль тут играет жизненный опыт читателя, то, насколько перекликаются события, описанные в книге с реалиями его собственной жизни, насколько настроения автора созвучны его собственным, насколько действующие лица близки ему по духу в момент прочтения произведения.