Умело соединенный вымысел с исторической правдой, противостояние добра и зла, сочувствие и сопереживание тем, кто оказался в воронке военных событий точно не по своей воле, или наоборот — именно по своей — главные двигатели сюжетов фильмов о войне. Фильмы с широкомасштабными боевыми действиями, танками и самолетами, взрывами и стрельбой безусловно зрелищны, и война в них всегда «очень настоящая», но киноистории о людях, через чьи судьбы война прошла тараном, зачастую бывают не менее выразительны и откликаются в душе больнее, а значит и след от них гораздо глубже.

Далеко от войны



Истории о судьбах простых людей, проживающих на «мирной» территории, далеко от сражений, привлекают именно тем, что они психологически ближе к соременным зрителям, не «нюхавшим порох», к тем, кто только так и может прочувствовать как это — столкнуться с врагом и бедой в повседневной, обыденной жизни: между завтраками, обедами и ужинами, работой или учебой. Столкновению войны и жизни, любви и смерти посвящены такие фильмы как «Касабланка» (Casablanca, 1942, режиссер Майкл Кёртис), «Летят журавли» (режиссер Михаил Калатозов, 1957), «Двадцать дней без войны» (режиссер Алексей Герман, 1976), «Малена» (Malena, режиссер Джузеппе Торнаторе, 2000), «Молчание моря» (Le silence de la mer, режиссер Пьер Бутрон, 2004).

Stolpersteine — Камень преткновения



В Германии, с начала 90-х прошлого века, во всех городах и городках стало принято на тротуарах у домов, откуда людей забирали и как мешки в картошкой грузили в машины и отвозили в концентрационные лагеря на убой, вмонтировать латунные, чуть выступающие на поверхность таблички с именами репрессированных евреев, цыган, немцев, et cetera. Выступают эти таблички лишь чуть, чтобы споткнуться о них, но безопасно — без последствий. Немцы считают, что легкий, царапающий подсознание, но перманентный дискомфорт необходим для памяти. Постоянной памяти о безвинно пострадавших мирных людях, о еврейском вопросе, поднимаемом каждый раз, когда срочно нужен удобный враг.

Фильмы о войне, о той ее части, где показаны лагеря смерти и ежедневный обычный ужас создаются с теми же целями. Пусть они чрезвычайно разные по накалу эмоций и натурализму, но лучшие из них, созданные за многие годы, безусловно эти — созданные великими режиссерами - «Мертвый сезон» (режиссер Савва Кулиш, 1968), «Гибель богов» (La caduta degli dei, режиссер Лукино Висконти, 1969), «Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов, 1974), «Жизнь прекрасна» (La vita è bella, режиссер Роберто Бениньи, 1997), «Список Шиндлера» (Schindler’s List, режиссер Стивен Спилберг, 1993), «Пианист» (The Pianist, режиссер Роман Полански, 2002), «Мальчик в полосатой пижаме» (The Boy in the Striped Pyjamas, режиссёр Марк Херман, 2008).


На войне как на войне



Смерть. Ежедневная, обыденная, страшная в этой своей обыденности, к которой несмотря ни на что невозможно привыкнуть, показана во многих замечательных фильмах, где поле битвы всегда испещрено воронками, серо-коричневой грязью и запекшейся кровью — цветом боевых действий. Фильмы, в которых ощущение войны осязаемо зримо и незабываемо это «Иваново детство» (режиссер Андрей Тарковский, 1962), «Отец солдата» (режиссер Резо Чхеидзе, 1964), «Женя, Женечка и «катюша» (режиссер Владимир Мотыль, 1967), «Проверка на дорогах» (режиссер Алексей Герман, 1971), «А зори здесь тихие» (режиссер Станислав Ростоцкий, 1972), «Они сражались за родину» (режиссер Сергей Бондарчук, 1976), «Аты-баты, шли солдаты» (режиссер Леонид Быков, 1977), «Иди и смотри» (режиссер Элем Климов, 1985), «В августе 44-го» (режиссер Михаил Пташук, 2000), «Брестская крепость» (режиссер Александр Котт, 2010).

О том же, что были и другие войны — помимо Второй мировой — напомнят такие прекрасные фильмы, как «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, режиссер Виктор Флеминг, 1939), «Война и мир» (режиссер Сергей Бондарчук, 1967), «Закон войны / Морант по прозвищу «Укротитель» («Breaker» Morant, режиссер Брюс Бирсфорд, 1980), «Долгая помолвка» (Un long dimanche de fiançailles, режиссер Жан-Пьер Жене, 2004), «Боевой конь» (War Horse, режиссер Стивен Спилберг, 2011).