Инструкция
1
Подготовку к диспуту начните за неделю до назначенного срока. Процесс проведения диспута состоит из нескольких этапов: выбор темы, назначение руководителя, подбор группы активистов, составление плана проведения диспута, извещение участников о проведении диспута.
2
На подготовительном этапе определитесь с темой для диспута. Она должна быть актуальной и значимой для участников.
3
Обязательным условием выбора темы является ее неоднозначность, то есть то, что может вызвать споры. Составьте план диспута, определив основную проблему и несколько второстепенных вопросов, которые помогут раскрытию темы.
4
В качестве темы диспута обычно выступают судьбоносные события истории, которые по разному освещаются в исторической литературе и вызывают жаркие споры.
5
Разделите аудиторию на условные группы и проведите консультации с ними. В каждую группу включите людей с разным уровнем знаний.
6
Ознакомьте участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.
7
Начните диспут с вводного слова, в котором сформулируйте тему. Определите регламент выступления всех участников и правила проведения диспута.
8
Ваше поведение должно быть корректным. Не прерывайте выступающих участников и не вмешивайтесь в обсуждения. Вмешаться можно, если участник выступает не по существу.
9
Направляйте рассуждения к верным выводам, подталкивайте участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекайте избыточную информацию, группируйте выводы и сближайте точки зрения участвующих в диспуте.
10
Руководите ходом диспута, при необходимости ставьте дополнительные вопросы. Помогайте найти правильное решение, делайте обоснованные выводы. Следите за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.
11
В конце мероприятия отметьте наиболее активных участников диспута. Оцените содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.
12
Подведите итоги диспута, ответьте на вопросы, которые не были освещены в процессе выступлений или оказались спорными.