Экслибрис возник в Германии в 16 веке, практически сразу после изобретения книгопечатания. В России же эти «книжные знаки» появились только при Петре 1. Однако в прошлом веке были обнаружены редкие рукописи Соловецкого монастыря, датированные концом 15-го столетия. На них были изображены рисованные экслибрисы.

Такие разные экслибрисы



Экслибрис может как наклеиваться на внутреннюю сторону переплета книги, так и быть отпечатан при помощи специальной печати – они во множестве изготавливались по индивидуальным заказам. Были даже такие разновидности именных книжных меток, как суперэкслибрис, где оттиск делался на корешке книги.

Экслибрис часто содержал имя владельца и нередко дополнялся его родом занятий и интересами. Если можно провести такую аналогию, то экслибрис был предшественником электронной метки, какую ставят в виртуальной библиотеке, или водяного знака.

Экслибрисы могли быть простые и незатейливые или же очень изысканные и сложные по составу. Иногда они представляли собой лишь ярлык с именем владельца, его подпись, нехитрый значок, придуманный хозяином издания. В ряде случаев он дополнялся личным девизом или маркировался эмблемой.

Были и художественные искусные произведения экслибриса. Они создавались с применением высоких (для того времени) технологий и представляли собой небольшие печати-гравюры на меди или дереве. В их изготовлении применялся литографский или цинкографический способ. Среди авторов сложных экслибрисов стоит упомянуть Альбрехта Дюрера и Фаворского.

Типы экслибрисов



Специалисты разделяют все экслибрисы на:

- гербовые – они изображают именной герб владельца, в России особый спрос на такие вещи существовал в начале двадцатого века среди дворянства, которое не успело или не захотело эмигрировать;
- вензелевые – более простые, но в особом орнаменте, на них указывались инициалы владельца;
- сюжетные – здесь преимущественно использовались пейзажные композиции, эмблемы, архитектура (были особенно популярны в двадцатом веке).

В настоящее время, когда многие собирают не бумажные, а электронные библиотеки, роль экслибриса падает. Хотя, поскольку настоящие книги используются все реже, не исключено, что художественная метка может снова войти в моду, как своеобразная дань прошлому.

Стоит заметить, что уже есть два музея экслибриса, один из которых - в Москве. И существуют многотысячные собрания этих книжных графических миниатюр.