Положительные стороны военной конверсии для экономики


Не секрет, что в Советском Союзе промышленность в большой степени была ориентирована на производство изделий и техники военного назначения. Развитию легкой промышленности уделялось совсем мало внимания, что и породило дефицит товаров бытового потребления. После того, как знаменитая берлинская стена, разделявшая Восток и Запад была разрушена в буквальном смысле, а «железный занавес» - в фигуральном, перед экономикой Российской Федерации встала первостепенная задача преобразования и изменения структуры военного производства. Конверсия военного производства заключалась, в том числе, и в преобразованиях организационного, технико-технологического, профессионального и экономического характера.

Предприятия военной промышленности на тот момент являлись самыми оснащенными в технологическом, материальном и инструментальном плане, на них трудились высококвалифицированные специалисты. Именно поэтому предполагалось, что конверсия позволит обеспечить население страны современными товарами и бытовой техникой в самые кратчайшие сроки. При этом большим плюсом было сохранение материально-технической базы, людских ресурсов и рабочих мест.

И действительно, товары, выпускаемые в рамках конверсионных программ, довольно быстро появились на прилавках российских магазинов. Это были утюги и кофемолки, пылесосы, стиральные машины, видеомагнитофоны и даже персональные компьютеры. Появились и уникальные модели вездеходов и внедорожников, прототипами которых были военные автомашины.

Хотели, как лучше


Но, к сожалению, за время гонки вооружений, в которой главным была функциональность и надежность производимой военной техники, конструкторы совершенно не принимали во внимание, такие вещи, как эргономичность, дизайн, стиль. Те конверсионные изделия, товары и техника, которые появились в российских магазинах, никак не могли конкурировать с теми, которые свободно стали поступать на рынок из-за границы. Да, импортные товары и техника стоили дороже и, в некоторых случаях, были менее надежными, но они имели современный привлекательный дизайн и были гораздо удобнее в эксплуатации.

В результате товары, производимые по конверсии, оказались неконкурентоспособными, а заводы и предприятия, работающие по конверсионным программам, - банкротами. Рыночная экономика не позволила содержать государству эти предприятия за свой счет, они были проданы и полностью перепрофилированы, а основная масса работающих была вынуждена искать новые рабочие места и менять специальность.