Инструкция
1
Доклад как фронтальная коммуникация возникает в ситуации, когда один человек обращается ко многим. Ситуация фронтальной коммуникации – публичная и однонаправленная, она характеризуется разделением аудитории на выступающего и публику, к которой направлено обращение. При этом, как правило, диалог между выступающим и публикой не допускается.
2
Доклад (иная его форма – отчет) может быть не только устным, но и письменным, в этом случае ситуация фронтальной коммуникации выражена еще более отчетливо. Интересно, что фронтальная коммуникация также характерна для сольного концерта или моноспектакля; существует также такой формат концерта, как «творческий отчет».
3
Доклад обладает функциональностью. Иными словами, доклад – это сообщение в определенном социально-коммуникативном контексте (дискурсе), имеющее четко обозначенную цель. Контекст научного доклада, например, – конференция, симпозиум, научный или учебный семинар. Контекст бизнес-доклада – совещание, бизнес-семинар. Контекст политического доклада – заседание, съезд, политическая конференция и т.д. Контекст определяет формально-технические, языковые и содержательные требования к докладу, а также к поведению и внешнему виду докладчика.Главная цель доклада в любом случае – информирование. В разных контекстах главная цель сопровождается дополнительными – например, сформулировать рекомендации или вызвать дискуссию.
4
Доклад обладает доказательностью. Это означает, что докладчик должен представить выводы из привлеченной им информации, причем эти выводы должны быть обоснованными. Поэтому доклад или отчет имеют достаточно строгую логическую форму: введение (предмет и цель) – методы и собранные данные – результаты обработки данных, интерпретация результатов – выводы.