Инструкция
1
В настоящее время в продаже имеются уже готовые шаблоны для создания уголка. Но скудный бюджет школ и некоторое однообразие шаблонов не позволяют создать что-либо индивидуальное, непохожее на уголки других классов и школ. Поэтому оригинальные задумки приходится делать самостоятельно, ориентируясь на свою фантазию, но и не забывая методические рекомендации и требования по оформлению уголков в классе. Стоит учитывать и некоторые возрастные особенности учащихся: информация должна подаваться по-разному учащимся начальных, средних и старших классов.
2
Основные требования к оформлению сводятся к эстетичности, творческому подходу, отражению всех интересов учеников. Информация, отраженная на стендах должна тщательно отбираться на основе ее актуальности и значимости. Фотографии, рисунки и статьи должны отражать работу с родителями, учебную и внешкольную деятельность учащихся, развивать творческие способности и кругозор учеников, формировать чувство прекрасного, сплачивать класс.
3
Обычно в классных уголках отражают информацию о жизни в классе: списки учеников, кто назначен дежурным, ближайшие дни рождения и праздники, расписание уроков и звонков, грамоты и дипломы учащихся, информация о ближайших конкурсах и мероприятиях, об имеющихся факультативах, кружках и секциях, о лидерах и старостах класса, об общих достижениях учеников. Можно разместить фотографии из жизни класса, эмблему и устав школы, объявления, телефоны учеников, учителей и классного руководителя, анекдоты, смешные истории, головоломки, стихотворные поздравления.
4
Перед началом создания уголка продумывают общую композицию стендов: выбирают их тематику, подбирают информацию, определяют, сколько будет разделов, и что в них будет содержаться. Итогом такой работы должен стать общий эскиз или чертеж будущего уголка. Его можно нарисовать в цвете на бумаге или на компьютере, а к этой работе привлечь наиболее активных родителей и даже самих учеников. Последнее даже предпочтительнее, так как дети в процессе творчества сдружатся между собой, научаться работать в команде, разовьют свой эстетический вкус. К тому же многим будет приятно видеть на стендах свои рисунки, собственные стихи или аппликации.
5
При выборе информации, которая будет размещена на стендах, рекомендуется руководствоваться возрастными особенностями учащихся, их вкусами и интересами, а также предполагаемым размером стендов. Темы и стили оформления при самостоятельном создании уголка могут быть самыми разными.
6
Для учеников начальных классов в оформлении стендов желательно использовать образы современных мультипликационных персонажей, сказочных героев, популярных компьютерных игр. Можно нарисовать солнышки, паровозики, радугу, цветочки, животных, предметы школьного быта, рисованных мальчиков и девочек с портфелями. Уголок должен быть выполнен ярко, просто, в игровой форме. Для учеников 3-4 класса в качестве элементов оформления можно использовать несложные математические формулы, правила правописания, элементы таблицы умножения, написать правила и девиз класса, правила и заповеди настоящей дружбы, стихи и загадки. Часто оформляется календарь природы.
7
Учащиеся средних классов начинают воспринимать информацию с более серьезной точки зрения. Здесь приветствуется оформление в виде книги или несложного интернет-сайта с элементами математики, литературы, художественных или спортивных символов. Однако не стоит перегружать уголок обилием информации. В 5-7 классе начинают изучаться новые предметы, поэтому дополнительная информация будет восприниматься тяжело. Общий стиль должен быть веселым и простым одновременно.
8
Для старшеклассников классный уголок, в первую очередь, должен быть предметом гордости за свой класс, выглядеть в меру строго, но привлекательно. В этом возрасте ученики уже привыкают к серьезной работе, поэтому их стоит более активно привлекать к работе над созданием стендов. Многие учащиеся ведут насыщенную внешкольную жизнь и этот факт тоже стоит отметить в классном уголке. Кто-то рисует картины, играет на музыкальных инструментах, завоевывает спортивные награды, участвует в конкурсах или олимпиадах. Такого рода «реклама» будет подстегивать других детей тоже попадать на страницы уголка, искать свои интересы и добиваться в них значимых успехов. Уместна различного рода научная информация, советы по выбору будущей профессии, расписание и документация к будущим экзаменам, консультации по предметам.
9
В качестве материала для уголка чаще используют бумагу, картон, фанеру, ткани. Это простые и доступные материалы, которые легко поддаются обработке. Даже при маленьком бюджете можно создать идеальные стенды. Но если финансы позволяют, можно применить и более сложные материалы, привлечь к изготовлению стенда специалистов. Например, заказать в мастерской пластиковые или магнитные плиты, сделать компьютерный дизайн и т. п.
10
Кроме того, что классный уголок должен полностью меняться каждые 2-3 года, информация в нем должна постоянно обновляться. Иначе он быстро наскучит и перестанет привлекать внимание. Поэтому следует предусмотреть сменные элементы дизайна. Самый простой вариант – сменные листы с информацией, которые можно разместить под стеклом или каждый раз переклеивать. Можно предусмотреть сменные плитки из пластмассы, ткани, дерева.
11
При создании классного уголка необходимо подумать о том, будет ли он гармонировать с общим оформлением класса. Если класс ранее был предназначен для старших учеников, его оформление будет резко отличаться от уголка учащихся начальной школы. В этом случае сначала будет необходимо убрать или сменить общее оформление кабинета. Совсем другая ситуация, когда педагогу предоставляют новый, совершенно не оформленный класс. В этом случае работа по созданию уголка будет первым шагом к украшению класса.