Инструкция
1
Будьте терпеливым. Быть министром образования - дело чрезвычайно ответственное и сложное. Ведь воспитать одного человека - это ещё полбеды. А если у тебя на руках целая страна? Причём не только школьников, но и студентов, аспирантов, всех тех, которые получают образование. Образование - это не такая область, где принятые меры сразу дают результат. Средства, затраченные на какую-то образовательную программу сейчас, дадут свои плоды только через несколько лет, когда дети вырастут, студенты доучатся и пойдут работать.
2
Просчитывайте свои ходы на несколько лет вперёд, как в растянувшейся шахматной партии. Разница в том, что министру образования не нужно просчитывать ходы врагов, потому что врагов как таковых нет. Образованию могут помешать какие-то серьёзные природные катаклизмы, эпидемии, экономический кризис. В результате действия этих вредоносных факторов придётся снижать финансирование образования в пользу других, более важных сфер. Но даже в таких экстремальных условиях школы и вузы должны работать: нельзя допустить, чтобы какое-то поколение оказалось "потерянным" в плане образования.
3
Учитесь выделять особо важные на данный момент области в образовании, которые нужно финансировать и развивать в первую очередь. Это могут быть области, связанные с промышленностью, с экономикой, культурой - например, чтобы наравне с экономическим поддерживать ещё и культурный обмен с другими странами. Поэтому от министра образования требуется знание и других областей и взаимосвязи между ними.
4
Перенимайте всё самое лучшее из зарубежного опыта. Не нужно здесь бить себя в грудь и говорить, что мы выдумаем всё сами, дайте только время. Вовремя сделанные поправки, пусть и взятые и зарубежных коллег, могут открыть дорогу для других инноваций, на этот раз, может быть, своих собственных, более приспособленных к нашему менталитету, нашему образу жизни, нашим реалиям.
5
Будьте эрудированным человеком. Конечно, человек не может знать всего, но настолько важный человек обязан знать многое. И, что ещё важнее, уметь анализировать, уметь понимать людей, знать, что им надо, знать, куда они могут направить свою энергию именно сейчас, что они захотят завтра, как изменятся их настроения. Тогда и система образования будет более гибкой, открытой и эффективной.