Инструкция
1
Чтобы начать запись нотами, сперва напишите ключ в начале нотоносца. Его разновидности: скрипичный (ключ «соль»), басовый (ключ «фа»), система ключей «до» (сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый, басовый). Из последней системы сейчас популярны альтовый (для записи партии альта) и теноровый (для виолончели в некоторых случаях). Ключ служит точкой отсчета, показывая, на какой линейке будет располагаться опорная нота конкретной октавы (ее именем называется ключ).
Нота «до» первой октавы в скрипичном ключе будет располагаться на первой добавочной (снизу) линейке, в альтовом – на средней (третьей линейке), в теноровом – на верхней линейке, в басовом – на первой добавочной сверху. Ключ выбирается в соответствии с удобством записи для инструмента с высоким или низким диапазоном.
2
После ключа идут знаки альтерации: диезы, бемоли. Порядок их написания определяется кварто-квинтовым кругом.
3
Следом идет размер произведения в виде простой дроби: числитель – количество долей, знаменатель – их длительность. В каждом такте произведения (до соответствующих пометок) будет такое количество таких длительностей, как указано в размере.
4
Дальше идут сами ноты. В зависимости от мелодии они располагаются на разной высоте. Другая их характеристика – длительность, то есть протяженность во времени. Самые короткие из используемых длительностей – шестьдесят четвертые. Далее по возрастанию: тридцать вторые, шестнадцатые, восьмые, четверти, половины, целые. Если за единицу времени взять счет «раз», то 1/64-х нот придется шестнадцать, 1/32-х – восемь, 1/16-х – четыре, 1/8-х – две, 1/4-я – одна. На половину приходится два счета, на целую – четыре.
5
Как только общая сумма длительностей совпадет с размером, ставится вертикальная тактовая черта. Следующий такт заполняется нотами по тому же принципу и отделяется от третьего.