Совет 1: Кто такой филателист

Филателистом называют человека, собирающего почтовые марки. Некоторые коллекции марок имеют огромную ценность и являются таким же выгодным вложением денег, как и коллекции предметов искусства.

История почтовой марки

Слово филателия, происходящее от греческих «филио» - «любить» и «ателия» - «освободить от оплаты», появилось в 1864 году в специальном журнале для коллекционеров. В этом же номере филателистом назвали и человека, который с трепетом относился к почтовым маркам.

Благодаря этим увлеченным людям марки перестали быть скучными кусочками бумаги с номинальной стоимостью, а превратились в миниатюрные произведения искусства. Над их созданием стали работать гениальные художники. Редкие марки постепенно превращались в капитал.

Все почтовые марки кроме картинки имеют служебные надписи: латинское название страны-производителя, номинал, год выпуска. Первая миниатюра появилась в 1840 году, а уже во второй половине XIX века марки стали предметом коллекционирования.

Какие марки собирают филателисты

Есть два основных типа направлений филателистического коллекционирования - традиционное и тематическое. Филателист-классик собирает все более-менее редкие марки и, может быть, почтовые карточки и конверты. Филателист-тематик коллекционирует материалы по сюжетам. Это миниатюры в наборах о спорте, животных, живописи или истории.

Есть и современное направление филателии - рекламные марки. Они относятся к коммеморативным миниатюрам, как и художественные. Почтовые марки таких видов выпускаются небольшими тиражами, их очень редко используют для оплаты почтовых отправлений. Художественные марки выпускают к различным юбилеям, праздникам, памятным датам.

Среди одинарных марок встречаются и парные экземпляры - две соединенные миниатюры с одинаковым сюжетом. Нередко филателисты коллекционируют марки сцепками - разными картинками, которые печатают на одном листе и не разделяют.

Номинал коллекционной почтовой марки пишется на картинке, но с реальной ценой миниатюры не имеет ничего общего. Филателистическая ценность марки определяется годом изготовления, страной, редкостью и необычностью серии.

Филателисты особенно ценят почтовые марки со спецгашением. Это особенные экземпляры, выпущенные к знаменательным дням и юбилеям. В честь значимости события производится торжественное официальное гашение марки специальным штампом с элементами рисунка из миниатюры и темой выпуска.

Марка с обычным гашением (штемпелем почтовой службы) ценится меньше чистого экземпляра. Исключение составляют почтовые марки с «гашением первого дня», которое производится на главных почтамтах одного или нескольких городов в течение ограниченного времени. Обычно в этот день презентуется ценная серия почтовых марок.

Совет 2: Кто рисовал денежные знаки и эскизы наград для СССР

Большинство людей в России знает, что выпуском денег занимается Монетный двор. Все это так, но выпуску денежного знака, предшествует длительная процедура: разработка эскиза бумажной купюры или монеты, подбор соответствующей бумаги или сплава металлов, разработка системы защиты будущих денег.
Иван Дубасов, к сожалению, ушедший из жизни в 1976 году, был основоположником создания эскизов российских денег. Это был художник с ярко выраженным талантом, который всю свою жизнь занимался созданием эскизов банкнот Советского Союза.

Аполитичный художник

В свое время родители, заметившие задатки художника в рисунках своего сына, приняли решение направить его на обучение в Строгановское художественное училище, которое находилось под опекой его Императорского величества. По окончании училища Иван Дубасов получил диплом и звание рисовальщика.

И.Дубасов был глубоко аполитичным человеком, и, тем не менее, принял участие в конкурсе, организованном в знак пятилетия Октябрьской революции. По условиям конкурса требовалось изготовить эскиз марки в честь этого события. И.Дубасов стал победителем этого состязания.

После конкурса И.Дубасов был приглашен в Госзнак, где ему предложили создать эскиз герба страны Советов. Работа велась в авральном режиме, так как предполагалось принятие новой Конституции, а по положению в ней должен отображаться герб. Так в двадцать шесть лет И.Дубасов стал автором Герба Советского Союза. Герб просуществовал вплоть до развала СССР.

В день, когда умер Ленин, Дубасову было предложено, опять же в спешном порядке, создать траурную марку. Дубасов создал памятную марку, которая в наши дни стала мечтой каждого филателиста.

От денежных макетов к государственным наградам

Одно из наиболее значимых достижений И.Дубасова - создание Ордена Ленина, который являлся высшей наградой СССР, и был создан Дубасовым в условиях эвакуации. Сам И.Дубасов за создание этого эскиза был также награжден высшим знаком отличия СССР.

После окончания войны, по поручению Сталина Дубасов стал разрабатывать эскизы денежных знаков для вновь образовавшихся стран социализма. Так были созданы эскизы денег для Чехословакии, Албании, Китая и ГДР. В этих странах деньги, созданные по эскизам Дубасова, имели хождение несколько десятков лет.

Начиная с 20 годов прошлого столетия, И.Дубасов принимал участие в разработке эскизов денег СССР несколько раз: при проведении денежной реформы в 1947 году, при хрущевской реформе 1961 года. За свой многолетний, плодотворный труд художник Иван Дубасов был отмечен государственными наградами – орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500