Совет 1: Как определить цель урока

Учебная деятельность представляет собой систему мероприятий, связующим звеном которых является понятие цели. Определенной цели подчинены структура, содержание, методика преподавания школьного курса учебного предмета. Она соотносится со средствами достижения результата и играет важную роль в формировании психологической системы деятельности. От правильной постановки цели урока, от умения учителя сделать ее личностно значимой для своих учеников зависит качество знаний школьников.
Инструкция
1
В самом общем представлении цель – это запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников. На уроке в качестве цели выступают усваиваемые знания, умственные и физические действия, которыми необходимо овладеть, формируемые у учеников нравственные категории.
2
Приступая к формулировке целей урока, изучите требования программы по предмету к системе знаний и умений по данной теме, определите приемы работы, которыми важно овладеть школьнику, выявите ценностные ориентиры, обеспечивающие личную заинтересованность ученика в результатах обучения.
3
Исходя из общего определения цели, «разложите» это понятие на составляющие триединой педагогической задачи: развивающие, образовательные и воспитательные цели. Помните, что все они реализуются на каждом уроке в том или ином объеме, однако в зависимости от конкретной темы и типа урока одна из составляющих становится «главенствующей».
4
Для определения образовательных целей урока используйте понятие формирования знаний, умений и навыков учащихся. Например, формулировка образовательной цели одного из уроков литературы в 11 классе может быть такой: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала ХХ века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
5
Для определения развивающих целей урока выявите, какие навыки и умения необходимо развить на конкретном уроке при изучении данной темы. Например, развитие умения анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, систематизировать; развитие критического мышления, групповой самоорганизации, а также эстетических представлений, художественного вкуса, логического мышления и т.д.
6
Определение воспитательных целей должно включать понятие формирования нравственных ориентиров для каждой личности. Например, воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, гуманизма и любви к прекрасному и т.д.

Совет 2: Как поставить цель урока

Для начинающего учителя правильно поставить цель урока – непростая задача. На составление стандартного конспекта урока, без которого опытный педагог может просто обойтись, у молодого учителя уходит очень много времени. К тому же, часто возникает проблема разграничения целей и задач урока. Какой бы предмет вы ни вели, принципы постановки целей, в общем-то, везде одни и те же.
Инструкция
1
Не совершайте главной ошибки большинства молодых педагогов. Цель урока ставится до составления основного конспекта, а не после. Постановка цели как вывод из уже готового плана – это отписка и формальность. Именно из цели урока должен вытекать его формат, ход заданий, которые вы дадите детям, а не наоборот.
2
Поймите, что такое цель урока. Цель – это то, к чему вы стремитесь, то, чего хотите добиться, проведя данный урок. Например, вы хотите, чтобы на уроке литературы ученики получили представление о том, что такое романтизм в литературе и в романе «Евгений Онегин» в частности. Вот вам и одна из возможных целей: «Дать представление о понятии «романтизм».
3
Определите тип цели, которую хотите поставить, исходя из предыдущего примера. Все цели можно условно разделить на четыре большие группы – образовательные, воспитательные, коррекционные и развивающие. Возможно, вы собираетесь поставить сразу все эти цели, а может быть, вам хватит и какой-то одной.
К образовательным относятся цели, ориентированные на обучение детей. То есть, такие цели начинаются словами «объяснить», «дать», «научить».
К воспитательным – те цели, которые направлены на воспитание духовного и морального облика ученика. Это цели «сформировать отношение», «узнать, какие эмоции вызывает…», «способствовать развитию… (того или иного чувства)».
К развивающим относятся те, которые направлены на развитие того или иного навыка учеников. Например, «Научить анализировать лирическое произведение» или «Привить навыки работы с картами».
Коррекционные цели ставятся лишь в крайних случаях, например, в работе с коррекционными классами.
4
Поставьте цель. Умейте отличать цель от задачи. Если говорить в общем и целом, то задачи – это пути достижения цели, это те пункты, выполняя которые вы добьетесь поставленной цели.
Видео по теме
Источники:
  • как поставить учителя

Совет 3: Как определить результат на уроке

Конечная цель педагогического процесса – максимально точная передача знаний и воспитание подрастающего поколения. Для этого преподаватель должен быть уверен, что его уроки проходят не зря. Важно грамотно определять результат каждого занятия.
Инструкция
1
Проведите перекрестный опрос учеников по темам, которые вы изложили на уроке. Допустим, занятие носило лекционный характер. Любая лекция, как правило, разделена на несколько частей или модулей. Учитель должен быть уверен, что ученики смогли освоить хотя бы основную информацию. Для этой цели прекрасно подойдет небольшой опрос всех или нескольких учащихся. Задавайте им простые общие вопросы, ответы на которые должны знать все.
2
Дайте время для выполнения практического задания. По многим предметам существуют специальные тетради с вопросами, на которые нужно дать развернутые ответы. Пусть учащиеся сделают несколько подобных заданий по пройденной теме урока. Предоставьте возможность ученикам закрепить еще свежие знания после занятия. Потом соберите пособия. Проверьте и укажите на общие ошибки и недочеты в начале следующего урока.
3
Попросите учащихся сделать творческое задание. Это может быть игра под названием «суд» или любая другая постановка по пройденной теме урока. Все будет зависеть от его направленности. Многие учителя даже прибегают к таким типам игр, как «кто хочет стать миллионером», проводя устное тестирование всех учащихся. Проявите фантазию и включите данный прием в свои занятия.
4
Дайте небольшое тестирование. Проставьте за него оценки в журнал. Делайте это по своему усмотрению. Для тестирования будет достаточно 3-5 минут. Попросите учеников достать одинарные листки, подписать их и поставить дату.
5
Зачитайте 5-7 вопросов по теме урока и дайте для каждого 4 варианта ответа. Пусть учащиеся поставят только одну букву напротив номера вопроса. Соберите и проверьте тесты. На следующем занятии раздайте проверенные листки. Укажите на общие ошибки.
6
Если вы провели несколько занятий подряд по какой-либо теме, то пришло время для более масштабной проверки. Устройте контрольную работу на весь урок. Этот вид контроля знаний как нельзя кстати подходит для этой цели. Проверьте работы учеников и проведите глубокий анализ ошибок на следующем уроке.
Видео по теме

Совет 4: Как подготовить урок литературного чтения

Овладение всеми богатствами русского языка невозможно без привития детям любви к чтению. Одной из форм знакомства с наследием русских и зарубежных писателей является урок литературного чтения, проводимый в начальных классах. Чтобы правильно подготовить такой урок, необходимо четко представить себе его цель и задачи, а также тот результат, который должен быть получен.
Вам понадобится
  • - литературное произведение;
  • - портрет автора;
  • - иллюстрации к литературному произведению;
  • - магнитофон или цифровые средства воспроизведения звука;
  • - план-конспект урока.
Инструкция
1
Определите цель урока литературного чтения. Она должна быть достаточно конкретной и органично вписывающейся в общую программу обучения. Например, целью может быть ознакомление учащихся с особенностями художественного восприятия мира в ходе чтения, прослушивания и анализа лирического произведения М.Ю. Лермонтова.
2
Сформулируйте задачи урока. Занятие должно, прежде всего, раскрыть общее настроение произведения. В ходе урока учащиеся должны получить опыт формирования представления об отличиях литературного произведения от живописи. Практическая задача также может состоять в развитии навыков выразительного чтения, в расширении мира чувств детей, воспитании интереса к ознакомлению с литературой.
3
Подготовьте материалы и оборудование, которые потребуются в ходе урока. Это обязательно должен быть текст изучаемого литературного произведения, портрет писателя или поэта, тетрадь, цветные карандаши, план-конспект урока. Литературному чтению конкретного произведения может предшествовать просмотр графических работ, картин авторов, освещающих сходную тематику иными художественными средствами.
4
Чтобы сделать урок более интересным и увлекательным, включите в содержание занятия аудиозаписи. Прослушивание в ходе урока образцов профессионального чтения небольших по объему произведений обучает выразительному чтению, умению определить характер героев и прочувствовать настроение, которое хотел передать автор. Целесообразно постепенно формировать личную фонотеку с образцами выразительного чтения различных по жанрам произведений.
5
На заключительном этапе подготовки составьте план-конспект урока литературного чтения, предусмотрев в нем все этапы работы с произведением. Такой план должен стать опорным инструментом, позволяющим преподавателю точно следовать намеченным пунктам, не упуская из вида существенных деталей занятия.
Видео по теме
Полезный совет
В начале каждого урока объявляйте учащимся не только тему, но и цели. Это позволит настроить школьников на более качественное восприятие предметного материала и оценить уровень достижения поставленных целей.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500