Совет 1: Как правильно критиковать

Правильная критика подразумевает умение находить нужные слова, которые не оскорбят человека и не затронут его самооценку. Кроме того, критика должна быть своевременной, необходимо уметь выбирать подходящий момент, чтобы она была воспринята должным образом.

Сдерживайте эмоции

Правильная критика не допускает эмоциональности, особенно если она касается личных вопросов. Вы должны быть максимально объективны, иначе ваши слова будут восприняты как нападки, а человек, которого вы критикуется, быстро займет оборонительную позицию. Например, если вам не нравятся определенные действия человека, критикуйте его именно за них. Не говорите с ним о его поведении в общем.

Правильно выбирайте время и место

Какими бы благими намерениями вы не руководствовались, помните, что критика не должна осуществляться публичным образом. Никогда не критикуйте человека на людях. Выберите подходящее место и время, чтобы сделать это. Если вы решили поговорить с человеком, проследите за тем, чтобы у вас было достаточно времени для этого. Критика не должна ограничиваться вашим личным временем, покажите человеку, что вы настроены конструктивно и готовы с ним пообщаться.

Избегайте критики личных качеств

Прежде чем критиковать человека, подумайте, будет ли она воспринята так, как вы рассчитываете. Например, ваши благие намерения относительно внешности человека (лишний вес, одежда, прическа и т.д.) могут обидеть его. Ваши слова о том, что ее стоило бы изменить (похудеть, постричься и т.д.) могут быть восприняты негативно и даже показаться оскорбительными. Старайтесь также не критиковать личные качества человека. Делать это можно только в том случае, если он прямо спрашивает вас о том, что вы думаете о его внешнем виде, его словах, его поведении и т.д.

Будьте конкретны, но говорите слишком много

Если вы решили критиковать человека по какому-либо поводу, говорите, что вы имеете в виду. Ваши слова должны относиться к конкретным вещам, не говорите расплывчато, общими словами. Например, если вы общаетесь со своими подчиненными по поводу качества их работы, скажите, что именно вам не нравится, и какие изменения вы ожидаете. Не нужно говорить, что человек может работать лучше, что ему надо стараться и т.д. Вы останетесь не понятым, ваша критика будет неконструктивной. В то же время старайтесь не перегружать человека, особенно если у вас имеются большие претензии к нему. Попробуйте разбить беседу на несколько встреч, дайте ему время разобраться с небольшой частью ваших замечаний.

Заканчивайте на позитивной ноте

Любая критика всегда воспринимается довольно остро. Поэтому подумайте над тем, чтобы беседа с человеком не ограничивалась только его критикой. Постарайтесь перевести разговор на нейтральную тему, как только вы закончите с критикой, чтобы не заострять на ней излишнего внимания, иначе в будущем беседа с вами будет для человека крайне неприятной, ваша критика перестанет восприниматься.

Совет 2: Как руководителю критиковать подчиненного

Наша жизнь не может обойтись без критики — особенно если люди связаны деловыми отношениями. При выполнении рабочих задач люди нередко совершают ошибки, и руководителю приходится делать внушения своим подчиненным, чтобы этого не повторилось. Часто после такого разговора остается неприятный осадок. Возможно, критические замечания были высказаны неправильно и вы недовольны тем, как вели себя во время разговора?

Психика человека устроена таким образом, что он судит всегда с позиций своего опыта. К примеру, если одному сказать, что ему не идет этот цвет — он спокойно спросит, какой ему подойдет больше, а другой смертельно обидится и будет думать, что вы считаете его идиотом. Точно так и в рабочем процессе — критическим замечанием в чей-то адрес руководитель может нанести сильный удар по самолюбию подчиненного, что может привести к непредсказуемым последствиям. Как же критиковать правильно?

Первое — избегайте публичной критики. Если сотрудника критиковать при коллегах, он будет думать не о том, что вы ему сказали, а о том, что подумают про него люди. Хотя в это время хорошо бы подумать, как исправить положение. В этом случае цель вашего разговора не будет достигнута, а человек будет чувствовать себя униженным.

Никогда не критикуйте на повышенных тонах, а также следите за интонацией. Излишне эмоциональная критика может обидеть человека, и он не воспримет ничего из сказанного, так как тоже подпадет под власть эмоций. Лучше спокойно предложить свою помощь для выхода из создавшейся ситуации. Благодарный сотрудник, ожидающий взбучки за содеянное, сделает все, что в его силах, чтобы исправить ошибку. Ведь вы этого и хотели?

Если хотите, чтобы подчиненный воспринял критику спокойно, начните разговор с похвалы. Скажите, что в этом деле, в этом проекте, в этой работе он сделал хорошо, а затем переходите к конкретным замечаниям. При этом лучше не говорить: «Работа выполнена хорошо, но...». Слова «но» и «однако» мгновенно перечеркивают все сказанное ранее, и человек обращает внимание только на то, что сказано после. Лучше применить связки типа «и», «хотя», «а»: «а вот здесь было не совсем верно». Говорите конкретно: что не понравилось и почему, без общих фраз и расплывчатых формулировок.

Задавайте вопросы — возможно, человек уже сам понял, что он сделал не так и знает, как это исправить. В этом случае вы сэкономите массу времени и нервов, так как подчиненный сам себя покритикует и подскажет способ исправления ошибки. В любом случае, вас получится конструктивный диалог, а не обвинительный монолог.

Тактичный человек в споре никогда не переходит на личности. А тем более — руководитель, который изначально стоит выше сотрудника, которого критикует. Это уже будет не разбор ошибок, а оскорбление. Конечно, это актуально в том случае, если у вас есть претензии к конкретному заданию, а не к тому, что человек постоянно опаздывает на работу. Но и в этом случае лучше говорить конкретно об опозданиях, а не то том, что человек безответственный и прочее.

Дипломатичность при «разборе полетов» еще никому не мешала. Только настоящий джентльмен может спросить сотрудника, пришедшего на работу в помятом костюме и с мешками под глазами, все ли у него в порядке дома и все ли хорошо со здоровьем. Это гораздо лучше, чем с ходу начинать ругать за опоздание на совещание. Возможно, у человека уважительная причина для опоздания и даже для не совсем свежего вида.

Старайтесь понять человека. Если он хочет возразить — дайте ему слово, чтобы объяснить произошедшее. Ведь сотрудник вложил много сил и времени в это дело, он старался сделать все правильно. Конечно, если это не отъявленный бездельник, отлынивающий от работы.

После высказывания критических замечаний скажите, что верите в потенциал сотрудника и в его профессионализм — это будет лучшим лекарством от негативных эмоций в результате неприятного разговора. И придаст человеку силы для исправления ошибки.

Самое главное — помнить, что основная задача критики состоит не в том, чтобы обидеть человека и «показать ему его место», а помочь увидеть ошибки и как можно быстрее исправить их. Ведь поговорка про то, что ошибка — это способ приобрести бесценный опыт, не потеряла своей актуальности.

Видео по теме
Видео по теме
Как критиковать этично
Связанная статья
Как критиковать этично
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500