Экономическая роль



В течение последних двух десятилетий конкуренция стремительно возросла и продолжает расти во всем мире. А ведь еще в начале века соперничество между организациями не было таким ожесточенным. Это происходило потому, что правительства и крупные картели сдерживали рост конкуренции. Сегодня же практически нет таких отраслей, которые не подвержены ее влиянию. Конкуренция может приносить диаметрально противоположные результаты. Для победителей – приумножение собственных богатств, известность и обеспеченная, иногда на несколько поколений вперед, жизнь. Для проигравших – разорение, нищета, инфляция, нестабильность, безработица и так далее.


Адам Смит охарактеризовал конкурентное поведение как честное соперничество, основным инструментом борьбы которого являлось ценовое давление. В 21 веке это определение изменилось. Зачастую возможность влиять на цену отсутствует. Современная конкуренция означает борьбу старого с новым. Это обращение к новым технологиям, новым типам организации, новым товарам и идеям. Благодаря новой трактовке конкуренция получила существенное влияние на экономику в целом.

Виды конкуренции



По методам противостояния различают конкуренцию ценовую и неценовую. В первом случае экономическая победа достигается за счет продажи товаров и услуг по более низким ценам, чем у компаний-конкурентов. Снижение цен может быть выполнено за счет уменьшения производственных затрат или за счет уменьшения доходов. Небольшие компании могут снижать цены на сравнительно малый период, в то время как у крупных предприятий хватает ресурсов на то, чтобы совсем отказаться от прибыли, если это поможет выдавить конкурентов с рынка. Победа позволит им существенно увеличить цену в дальнейшем, что компенсирует все убытки.

Неценовая конкуренция не затрагивает изменения цен. В этом случае в ход вступают такие способы, как реклама, использование особенных технологий, предоставление послепродажных услуг. Получается, что в продажу поступает товар более высокого качества, чем у конкурента. Обычно ставка делается на экологичность товара, эстетичность и безопасность в использовании. В борьбе за место под экономическим солнцем некоторые компании прибегают к недобросовестной конкуренции. Ее методы – это ложная реклама, промышленный шпионаж, продажа товаров по цене ниже себестоимости, сепаратные договоры с некоторыми конкурентами.