Совет 1: Все о конкуренции в экономике

Конкуренция в экономике - это процесс, при котором в результате взаимодействия и борьбы между предприятиями достигается обеспечение лучших условий для реализации продукции каждой конкретной компании. Экономическая конкуренция - толчок для развития отдельно взятого предприятия и всей экономики.

Экономическая роль



В течение последних двух десятилетий конкуренция стремительно возросла и продолжает расти во всем мире. А ведь еще в начале века соперничество между организациями не было таким ожесточенным. Это происходило потому, что правительства и крупные картели сдерживали рост конкуренции. Сегодня же практически нет таких отраслей, которые не подвержены ее влиянию. Конкуренция может приносить диаметрально противоположные результаты. Для победителей – приумножение собственных богатств, известность и обеспеченная, иногда на несколько поколений вперед, жизнь. Для проигравших – разорение, нищета, инфляция, нестабильность, безработица и так далее.

Адам Смит охарактеризовал конкурентное поведение как честное соперничество, основным инструментом борьбы которого являлось ценовое давление. В 21 веке это определение изменилось. Зачастую возможность влиять на цену отсутствует. Современная конкуренция означает борьбу старого с новым. Это обращение к новым технологиям, новым типам организации, новым товарам и идеям. Благодаря новой трактовке конкуренция получила существенное влияние на экономику в целом.

Виды конкуренции



По методам противостояния различают конкуренцию ценовую и неценовую. В первом случае экономическая победа достигается за счет продажи товаров и услуг по более низким ценам, чем у компаний-конкурентов. Снижение цен может быть выполнено за счет уменьшения производственных затрат или за счет уменьшения доходов. Небольшие компании могут снижать цены на сравнительно малый период, в то время как у крупных предприятий хватает ресурсов на то, чтобы совсем отказаться от прибыли, если это поможет выдавить конкурентов с рынка. Победа позволит им существенно увеличить цену в дальнейшем, что компенсирует все убытки.

Неценовая конкуренция не затрагивает изменения цен. В этом случае в ход вступают такие способы, как реклама, использование особенных технологий, предоставление послепродажных услуг. Получается, что в продажу поступает товар более высокого качества, чем у конкурента. Обычно ставка делается на экологичность товара, эстетичность и безопасность в использовании. В борьбе за место под экономическим солнцем некоторые компании прибегают к недобросовестной конкуренции. Ее методы – это ложная реклама, промышленный шпионаж, продажа товаров по цене ниже себестоимости, сепаратные договоры с некоторыми конкурентами.

Совет 2: Конкуренция как элемент рыночного механизма

Конкуренция – это экономическое соперничество обособленных субъектов рыночной экономики за удовлетворение своих экономических интересов. Конкуренция – важнейший элемент рыночной экономики, поскольку она является основным стимулом предпринимательской деятельности.
Инструкция
1
Спрос, предложение и конкуренция – основные элементы рыночного механизма ценообразования. Под воздействие спроса и предложения в условиях эффективного рынка должна формироваться равновесная цена, при этом отдельные производители не могут оказать существенного влияния на цену. Равновесие спроса и предложения возможно лишь в условиях совершенной конкуренции. В реальной экономике полностью обеспечить такие условия фактически невозможно, поэтому и подлинное ценовое равновесие, которое бы удовлетворяло продавцов и покупателей, может рассматриваться лишь теоретически. В реальности экономические субъекты чаще всего работают в условиях несовершенной конкуренции, в этом случае отдельные производители могут повлиять на рыночные цены.
2
Предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, стремиться обойти своих конкурентов, получить прибыль и завоевать новые рынки сбыта.
Методы конкурентной борьбы подразделяются на ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция основана на управлении ценами, при этом активно используют ценовую дискриминацию, когда одинаковые товары продаются разным группам потребителей по разным ценам. Неценовые методы направлены на улучшении качества продукта и условий его реализации, а также на повышении качества облуживания клиентов.
3
Конкуренция может развиваться внутри определенной отрасли или между субъектами рынка, которые работают в разных отраслях. Конкуренция среди производителей одной отрасли позволяет выявить неконкурентоспособных и стимулировать эффективных производителей. Межотраслевая конкуренция возникает из-за разной нормы прибыли в отдельных отраслях, этот вид конкуренции стимулирует модернизацию и оптимизацию различных отраслей.
4
Выделяют горизонтальную и вертикальную конкуренцию. Горизонтальная конкуренция – это разновидность внутриотраслевой конкуренции, при такой конкуренции на рынке соперничают производители одного вида товара. Вертикальная конкуренции – разновидность межотраслевой конкуренции, при таком виде конкуренции соперничают производители продуктов и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность клиента.
5
Конкуренция в условия несовершенного рынка может приводить к формированию различных монополистических объединений. Такие группы товаропроизводителей могут влиять на цену товара, они стремятся обеспечить устойчивое положение на рынке или занять его определенную долю.
Видео по теме
Источники:
  • Рыночная конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Механизм функционирования рыночной экономики.

Совет 3: Что такое конкуренция

Конкуренция представляет собой состязание между субъектами в экономическом смысле этого слова. Без конкуренции рынок не смог бы существовать в таком виде, в котором он представляется обществу сейчас.
Инструкция
1
Исходя из понятия рыночной конкуренции, следует заметить, что данный вид соперничества зарождается при желании как можно выгоднее продать свой товар. Участники рынка борются за лучшее место, привлекая и овладевая вниманием покупателей с целью более выгодной продажи, захвата большей части рынка и получения прибыли. Для рынка важным и универсальным фактором в конкурентной среде является цена товара.
2
Благодаря конкуренции потребители имеют больше возможности выбрать для себя более подходящий и качественный товар на рынке.
3
Конкуренция, как и игра, подчиняется определенным правилам. Зачастую участники также дают себе волю пренебрегать данным сводом правил, тем самым делая конкуренцию нелегальной. Последний вид распространен среди субъектов, занимающихся незаконной деятельностью, будь то продажа нелицензионных дисков или подпольное изготовление чистящих средств. Поскольку деятельность не является узаконенной, то в этом случае имеет место нелегальное соперничество. В таких случаях дело может дойти даже до «принудительного исчезновения» главного конкурентного лица. Ввиду этого многие ученые рассматривают конкуренцию как борьбу и подвергают длительным исследованиям данный процесс.
4
Несмотря на все трудности, порождаемые конкурентной борьбой, конкуренция весьма полезна для социума. Данный вид соперничества стимулирует производителей выпускать на рынок новые виды товаров, улучшать ассортимент продукции. Потребители в данной ситуации способны оценить новшества, отдавая предпочтение тому или иному товару.
5
Конкуренция имеет место только там, где собственники своего бизнеса и производители товаров имеют неограниченные свободы, а именно: независимый выбор поставщиков и потребителей, наличие права распоряжения прибылью, самостоятельное управление производством.
Видео по теме

Совет 4: Что такое антимонопольная служба

Считается, что в экономике действуют те же законы развития и эволюции, как и в живой природе, т.е. «жизнеспособный», качественный товар может быть произведен только в условиях конкуренции. Когда у каждого производителя есть одинаковые возможности выйти со своим товаром на рынок, у потребителя появляется возможность выбрать и приобрести лучший. Монополист может производить товары низкого качества, но потребители будут вынуждены все равно приобретать их, поскольку никаких других просто нет.

Что такое конкуренция


Ей посвящен целый закон, который так и называется - «О защите конкуренции». Этот нормативный документ определяет конкуренцию как соперничество между, как минимум, двумя хозяйствующими субъектами в условиях, когда ни один из них не может в одностороннем порядке воздействовать на условия продажи производимых ими товаров и услуг. Соответственно, к недобросовестной конкуренции закон относит такие действия хозяйствующего субъекта, одного или нескольких, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поскольку такие действия не гарантируют равные условия продажи, недобросовестная конкуренция является фактором, тормозящим развитие предприятий, предлагающих более качественные товары, и не гарантирует потребителю возможность самостоятельно выбрать тот продукт или услугу, которые устраивают его в большей степени. Такая деятельность считается незаконной и для ее выявления и пресечения создана специальная Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Функции Федеральной Антимонопольной Службы


Контроль над соблюдением законов рынка и свободной конкуренции в России возложен на ФАС, в функции которой входит анализ состояния конкуренции в целях выявления доминирующего положения того или иного субъекта, выявление случаев ограничения или устранения конкуренции, а также недопущение подобных случаев.

ФАС была создана в 2004 году Указом Президента РФ, основным документом, регламентирующим ее деятельность, является «Положение о Федеральной антимонопольной службе». Эта государственная организация наделена большими полномочиями и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями. Кроме этого, в ее функции входит и контроль над предприятиями, являющимися естественными монополистами, действия которых могут ущемлять интересы потребителей товара, производимого ими. ФАС контролирует и субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, которые в силу объективных причин занимают исключительное положение на этих рынках.

Широкие полномочия позволяют антимонопольной службе применять к нарушителям меры воздействия, предусмотренные законом, носящие как ограничительный и предупредительный, так и профилактический характер. Предполагается, что эти меры смогут исключить недобросовестную конкуренцию и в полной мере обеспечить права потребителей товаров и услуг.

Совет 5: Что такое синдикат

Синдикатом в современном понимании принято именовать соглашение картельного типа, характеризующегося объединенным сбытом товаров производителей через единое акционерное общество при сохранении производственной и юридической независимости участников.
Объединение предприятий в синдикат происходит по принципу отраслевой принадлежности. Договор о вступлении в синдикат означает автоматическое делегирование определенной части функций предприятия администрации синдиката. В основном, этот пункт касается прав на распределение заказов, закупку необходимого сырья и сбыт готовой продукции.

Непременными условиями существования синдиката является стандартность условий вступления для всех его участников, сохранение единой ценовой политики и стратегии закупок сырья.

Главной целью создания синдиката можно считать установление монополии на выбранном рынке продукции, что служит причиной законодательного запрета создания синдикатов в некоторых странах.

Резкое увеличение объема закупок необходимого сырья позволяет синдикату оказывать значительное влияние на политику формирования цен в выбранной отрасли производства, а единая ценовая политика делает крайне невыгодным положение аутсайдеров, не присоединившихся к синдикату. Независимые производители вынуждены вступать в синдикат или менять сферу деятельности, что вступает в противоречие с принципом экономической самостоятельности игроков рынка и не соответствует самой идее свободной конкуренции.

Современное положение в мире характеризуется увеличением количества транснациональных и трансконтинентальных синдикатов, вызванных к жизни процессами интеграции национальных экономик отдельных стран в глобальную мировую экономику.

Синдикат, как и любая другая монополия, не может считаться положительным фактором экономического развития в силу нарушения принципа свободной конкуренции, но политика запретов не всегда приносит свои плоды, приводя к образованию негласных синдикатов (в России принят термин «монопольный сговор»).
Видео по теме
Источники:
  • Что такое синдикат
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500