Понятие и виды



Под инфляцией понимается процесс, при котором обесценивается денежная единица, а цены на товары возрастают в разы. Вследствие множества глобальных факторов, таких как изменения в процессах ценообразования, сложности в структурах производства, уменьшение ценовой конкуренции и прочих инфляция является частью рыночной экономики. Предпосылкой для инфляции считается динамика увеличения цен, а одной из главных причин для ее возникновения называют увеличение государственных затрат и недостаточность бюджета.

Выделяют три разновидности инфляции — умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.

Умеренную инфляцию также называют ползучей. Она проявляется в относительно небольшом росте цен. Некоторые аналитики считают, что подобный вид инфляции даже полезен и благоприятно влияет на развитие экономики, так как ее умеренные темпы позволяют денежным средствам сохранять стабильную стоимость.


Второй тип инфляции может создать значительное напряжение в экономике, однако, даже в таком случае цены можно прогнозировать. Ее начало проявляется в росте денежной массы, который опережает рост цен. В момент, когда галопирующая инфляция достигает своей основной стадии, начинают процветать бартерные сделки.

В условиях гиперинфляции за год цены могут возрасти на 300% и даже более. Она является причиной утери деньгами своей цены и накопительной функции.

Уровень инфляции



Изменения цен в течение какого-либо определенного периода, выраженные в процентах, отображают уровень инфляции. Он может варьироваться по мере изменения покупательной способности денежных средств.

Нормальным значением уровня инфляции в условиях развитой рыночной экономики считается показатель роста от 2 до 5% за год. Уровень инфляции может резко возрасти в случае роста непроизводственных затрат государства, возникновении товарного дефицита или недостаточности средств в государственном бюджете.

С целью измерения уровня инфляции применяется три индекса: индекс оптовых цен, потребительских цен, а также дефлятор ВНП. Первый отображает сумму полного оборота оптовой торговли в течение года, за исключение продаж в розницу. Второй представляет собой отношение цен потребительской корзины текущего года к ценам базового года. Дефлятор ВНП является показателем среднего уровня цен на услуги и товары, из которых формируется валовой национальный продукт.