Бизнес-игры для студентов



Бизнес-игры могут быть элементом обучения любой дисциплины. Преподаватель самостоятельно определяет, какую игру ему включить в рабочую программу. В процессе бизнес-игры преподаватель выступает в роли бизнес-тренера, контролирующего ход игры.


Задачи преподавателя-тренера


1. Объяснить студентам функции каждой из ролей и правила игры.
2. Указать источники информации, которыми могут пользоваться студенты во время игры.
3. Контролировать ход игры.
4. Назначить лидера в каждой команде.
5. Следить за регламентом игры.
6. Выработать рекомендации для каждой команды, которые помогут студентам принимать многовариантные решения.
7. Анализ результатов игры.
8. Развитие и автоматизация навыков, полученных в ходе игры.

В качестве примера приведем несколько самых распространённых бизнес-игр в студенческой аудитории.

«Мозговой штурм»



Цель игры – выдвижение ряда идей по заданной проблеме. Игру предлагают студентам, если необходимо найти необычный подход к некоторой задаче. Преподаватель предлагает студентам задачу, которую нужно решить в короткие сроки путем выдвижения оригинальных идей. Группа делится на несколько подгрупп, назначается подгруппа экспертов. Эксперты вырабатывают общие критерии к оцениванию работы группы и отбирают лучшие идеи. К каждой группе прикрепляется один эксперт. Он фиксирует в письменном виде идеи, выдвигаемые участниками группы. По сигналу преподавателя студенты начинают работать. Время для игры – 15 минут. Важно в ходе игры принимать любые идеи, даже если они кажутся безумными с первого взгляда. В итоге игры выбираются лучшие идеи. Участники группы должны публично защитить свою идею.

«Сказкотерапия»



Игра, направлена на выработку навыка решение конфликтных ситуаций, в том числе и в сфере бизнеса. Преподаватель предлагает студентам любую сказку, в которой есть конфликт. Например: «Красная шапочка», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка» и др. Студенты делятся на группы и анализируют конфликтную ситуацию по стандартной схеме. Выясняется причина конфликта, стратегия конфликтного поведения героев сказки, цели и выгода сторон конфликта. В итоге участники групп инсценируют наиболее разумный способ выхода из конфликта.

«Ярмарка изобретений»



Студенты делятся на подгруппы. Каждая подгруппа – это фирма. Фирма придумывает себе название и список своих изобретений. Преподаватель раздает инструкцию к игре каждой подгруппе. После недолгого обсуждения, представитель фирмы рекламирует одно из изобретений. Далее фирмы покупают изобретение, которое понравилось больше всего. В результате игры подсчитывается прибыль каждой фирмы, оцениваются результаты.

Бизнес-игры помогают студентам выйти за рамки стандартной ситуации обучения и направить свой творческий потенциал на поиск новых решений поставленной задачи.