Совет 1: Зачем нужны предложения

Представьте себе строительство дома. Кирпичи, панели, раствор – это строительный материал для дома. В речи тоже есть строительный материал: из звуков стоятся слова, из слов – словосочетания, из словосочетаний – предложения. Главная функция языка – коммуникативная. Люди общаются между собой, в основном, с помощью предложений.
Предложение, представляя собой законченную мысль, может быть коротким или длинным: Тишина. К вечеру вокруг наступила удивительная тишина,не слышно пения птиц, жужжания комаров, стрекотания кузнечиков. По цели высказывания предложения могут быть повествовательными (Над лесом поднимется солнце), вопросительными (Ты видел закат над озером?) и побудительными (Обязательно побывай летом на озере).Предложение строится по определенным законам. Главное условие – обязательная информация о том, кто или что действует или что происходит с предметом речи. Эта информация передается с помощью главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. В некоторых предложения эта информация может быть передана с помощью одного из главных членов предложения. Например: Зима. Подмораживает. То, о чем говорится в предложении, может быть представлено как событие реальное, (происходившее, происходящее или то, которое будет происходить в будущем) и как нереальное (желаемое, требуемое или возможное при определенных условиях). Например: Снег засыпал все аллеи парка. Снег засыплет все аллеи парка. Снег засыпает аллеи парка. Если зима будет снежная, аллеи парка будут утопать в снегу. Кроме главных членов в предложении могут быть и второстепенные члены (дополнения, обстоятельства, определения). Второстепенные члены конкретизируют, дополняют, уточняют главную мысль предложения. Сравните: Ночь. - Предложение нераспространенно второстепенными членами предложения. Волшебная зимняя ночь покрыла землю мглой и туманом. - Почувствуйте, сколько дополнительной информации вы узнали о ночи. С помощью предложения человек выражает не только мысли, но и чувства, поэтому повествовательные предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Сравните: Чудесный зимний вечер. Как красив зимний вечер! Таким образом, предложение – наименьшая грамматически оформленная единица общения, обладающая смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложений в устной или письменной форме человек что-то сообщает, спрашивает или побуждает к действию.

Совет 2: Зачем нужны сложные бессоюзные предложения

Сложное предложение состоит из нескольких простых, чаще всего разделенных знаками препинания. Иногда между частями предложения ставят союзы, например «что», «потому что», «так как», «благодаря тому», которые помогают понять отношение одного члена к другому, логическую связь между ними. Почему же в некоторых случаях автор пренебрегает союзами и предпочитает обойтись просто запятой или двоеточием, и зачем нужны сложные бессоюзные предложения?



Конечно, писатель всегда стремиться усилить впечатление от своего текста, как можно лучше передать читателю свои мысли и чувства, для этого используются как лексические, так и морфологические средства. Отсутствие или наличие союза также может служить этой цели.

Если цель автора – показать монотонность происходящего, замедленное движение или статику, он перечисляет несколько одинаковых конструкций и не употребляет при этом союзов:«В темной тишине соснового бора истомно нависла сладкая жара; смолистой ленью раздышались сосны». При разделении этого предложения на два простых потеряется ощущение покоя и дремоты в состоянии природы.

Сложные бессоюзные предложения также могут использоваться для создания подвижной, динамичной картины, с быстро сменяющимися действиями. Для этого достаточно перечислить в нем несколько схожих конструкций, содержащих глаголы, а отсутствие союза подчеркнет напряженность, одновременность действий. «Сильный ветер вдруг загудел в вышине, забушевали деревья, крупные капли дождя внезапно застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась».

Если же использовать вместо глаголов отглагольные прилагательные, то получится очень живая, но статичная картина, один кадр фотографии: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон...». Союзы в таком предложении лишь размоют четкие грани, исчезнет напряженность и полнота панорамы.

Иногда автор применяет сложное бессоюзное предложение, чтобы подчеркнуть экспрессивность и эмоциональность текста. Например, герой М.Ю. Лермонтова говорит: «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». Благодаря коротким четким фразам, объединенным в одно предложение, создается впечатление о герое, как о живом, непосредственном, лаконичном человеке.

Художники слова, знающие все возможности и свойства бессоюзных сложных предложений, интересно и виртуозно используют их в своих произведениях.


Видео по теме

Совет 3: Зачем нужны нераспространенные предложения

Любые языковые средства выбираются автором текста для наилучшего выражения своей мысли. При написании сочинения, художественного произведения важны все мелочи, вплоть до запятой. Не говоря уже о преобладании тех или иных синтаксических конструкций.



Нераспространенные предложения – это синтаксические конструкции, состоящие из одного или двух членов предложения и не содержащие второстепенных частей ("Девочка проснулась." "Светает."). Присутствие в тексте нераспространенных предложений обусловлено прежде всего замыслом автора.

Такие предложения делают речь экономнее и без ущерба для смысловой нагрузки передают картину обстановки, окружающей среды. Нераспространенные предложения очень динамичны ("Ночь." "Улица." "Фонарь." "Аптека."). С их помощью автор наиболее точно может достичь взволнованности речи героев, выразительности произведения. В отдельных случаях они могут придавать тексту разговорный характер ("Он, видите ли, заболел."). Нередко такие предложения употребляются с восклицательным знаком, что придает произведению еще большую степень эмоциональности ("Все по машинам!").

Нераспространенные предложения в художественной речи выполняют специальную функцию – создание образной, видимой картины (пейзажи). Зачастую они используются в начале произведения либо с нового абзаца ("Наступила ночь.").

Сочетаемость слов в нераспространенных предложениях происходит по двум линиям: стилистической напряженности и точности. Правильный подбор слова в предложении определяется знанием описываемого действия или предмета, глубиной его осознания, а также объемом активного словарного запаса автора. На этой точности сказываются принадлежность к определенному лексическому ряду, звучание, частота употребления. Заштампованность, неблагозвучность лишают правильное, хорошо подобранное слово, того смысла, которое оно несет. Смысл меркнет, теряется. Чем эмоциональнее текст, тем шире подбор нужного слова, тем оно выразительнее. От этого напрямую зависит звучание таких синтаксических конструкций. При определенном лаконизме можно передать глубину чувств, эмоциональное напряжение либо, наоборот, легкую игру, цинизм, и т.д.

Словом, простые нераспространенные предложения необходимы для раскрытия главной мысли писателя, для описания обстановки, характеров и поступков героев.


Совет 4: Зачем нужны вводные предложения

Из школьной программы известно, что вводными являются предложения, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные по способу управления, согласования, примыкания). Вводные предложения выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризуют способ ее оформления. Они имеют интонацию вводности, которая выражается в более быстром произнесении и понижении голоса в сравнении с остальной частью предложения.
Вводные предложения могут относиться и ко всему предложению, и к определенной его части. Ими выражаются:- добавочные экспрессивные и эмоциональные оттенки («Я, к своему ужасу, понял, что натворил»);- оценку говорящего степени достоверности сообщаемого факта («по сути дела», «само собой разумеется», «без всякого сомнения», «Как говорят моряки, ветер крепчал»);- оценку фактов с точки зрения их обыденности («как водится», «по обыкновению»);- чувства говорящего: радость, удивление, досаду, сожаление и др. («Руки мои, к страшной моей досаде, дрожали»);- последовательность изложения, связь мыслей («Стало быть, ты не хочешь перейти дорогу»);- способы и приемы оформления мыслей, экспрессивный характер высказывания («Признаться сказать, ни в какое время не было здесь такой бури»).Ряд вводных предложений указывает на источник сообщения («с точки зрения», «как известно»).Особую группу вводных предложений составляют синтаксические конструкции, которые обращены к читателю или собеседнику. Их целью является привлечение внимания к излагаемым фактам, внушение определенного отношения к сообщаемому («Сделайте милость, послушайте, что я вам скажу»).Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, зачастую вводные предложения выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для его структуры.Вводные предложения отличаются от вводных слов тем, что они более независимы, что объясняется их разнообразностью по логическому объему и составу.Основная сфера их употребления – устная речь, которой они придают интонационную выразительность, часто встречаются в художественной речи, но не в книжной, где предпочтение отдается более коротким вводным единицам. Подобные предложения чаще всего лаконичны, редко бывают распространенными.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500