Когда дают определение «культурный человек», то прежде всего имеют ввиду следующее: соблюдает ли человек правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим «обязанности» «культурного человека» для общества и заканчиваются.

Культурный человек как социальный объект



Для социума важно, чтобы поведение человека было обусловлено рамками приличия и закона. Социум, в принципе, готов согласиться с тем, что наедине с собой или со своей семьей человек может быть каким угодно, но, выйдя за дверь своего жилища, у культурного человека должен срабатывать тумблер на включение норм и самоконтроль.

То есть в обывательском сознании понятие культурный человек - это человек воспитанный, соблюдающий ритуалы и этикет: «при посторонних», «на людях», «в обществе». Если у человека, владеющего всеми формами этикета, еще и высшее образование наличествует, то, как правило, такой человек поднимается в общественном статусе с уровня просто культурного человека до уровня «интеллигентного человека».

Поведение человека «за дверью» в расчет в данном случае не принимается. «За дверью» можно рыгать и ковыряться в носу, орать и третировать домочадцев или анонимно зло троллить в интернете пусть и не за деньги, а лишь по зову «метущейся души». Но если подобный индивидуум уступит место старушке в транспорте или придержит дверь лифта для соседа, всё - статус культурного человека ему обеспечен.

Культура как совокупность исполняемых условий



Еще в начале девятнадцатого веке слова «культура» более относилась к сельскохозяйственной науке, чем экстраполировалась к человеку. Само слово появилось в эпоху Просвещения – в конце 18-го века, но приживалось постепенно и достаточно долго. В Европе и России 19-го века говорили – цивилизованный человек, имея ввиду примерно то, что сейчас вкладывается в понятие культурного человека. Еще в начале 30-х годов прошлого века толковый словарь Ушакова трактовал понятие «культурный человек» как человек «возделанный». Лишь в связи с мировой урбанизацией, когда стал поваляться отдельная «городская культура» в противовес природе, понятия цивилизованный и культурный стали размываться. К слову, «культурный» стали добавляться эпитеты, образуя словосочетания: культурная революция, культурный уровень, культурные связи, культурный человек, т.е. указатель на определенные достижения, развитие прогресса и личности.

В настоящее время лингвистика трактует слово «культура» как «объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению». Социология также готова предложить свою трактовку понятия: «культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра».

С философской же точки зрения, по Шпенглеру и Тойнби, культура - это лишь часть составляющая цивилизацию. А культурный человек - это человек способный усваивать большое количество информации, анализировать ее, трактовать, выстраивать причинно-следственные связи. Роль воспитания и самоконтроля в формировании настоящего культурного человека философы, конечно же, не отрицали.

Таким образом, культурный человек - это человек соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью, а не «винтиком системы», «большинством», частью «единого кулака» и «единого народа».