Вам понадобится
  • Непредвзятое отношение ко всему и простой здравый смысл.
Инструкция
1
Вопрос в заголовке может показаться надуманным, если не смешным. Достаточно вспомнить, что вся мировая литература стоит на трех китах: Гомер, Шекспир, Толстой. И что «Русская Венера» Кустодиева в наши дни обошла по популярности «Венеру перед зеркалом» Веласкеса и «Обнаженную маху» Гойи. И что традиционная русская архитектура эстетически не менее ёмка и своеобразна, чем готика или египетские пирамиды.

Но, может сказать читатель, это в прошлом. А сейчас? Есть ли сейчас наша, своя собственная русская культура, и какова она?
2
Вспомним сначала, что такое культура вообще. Понятие это отнюдь не расплывчатое, так как выражается не в неких абстрактных умствованиях, а в вещах. Культура – это выраженное в предметах мировоззрение людей, их ощущения, размышления, настроения. Происходит оно от латинского cultura – возделывание, и сперва применялось в сельскохозяйственном смысле. Однако уже древние римляне, сопоставив чудо развития мощного растения из маленького зернышка с появлением изящных изделий из загрубевших рук не всегда грамотного ремесленника, распространили его и на духовную сферу.

Продукт культуры может быть и естественного происхождения. Несколько привезенных с отдыха морских камушков, со вкусом разложенные на полке дома – культурный продукт их обладателя. Если же предмет культуры изготовлен по некоторой технологии, то он будет уже культурным артефактом, то есть творением рук его создателя.
3
Перейдем к первому вопросу: есть ли своеобразная русская культура сейчас? Для примера возьмем самые трудоемкие, утилитарные и долговечные предметы культуры – архитектурные сооружения. Если уж здесь найдется какая-то культурная традиция, то она есть и в других культурных областях.

На рисунке в начале статьи – всемирно известный храм Покрова на Нерли. А в иллюстрации к этому абзацу – жилой комплекс «Триколор» в Москве. Казалось бы, все на картинках разное, кроме цвета неба. Но ведь просматривается и нечто общее, не правда ли? Какое-то смутное общее впечатление.
Жилой комплекс "Триколор" в Москве
4
Не такое уж оно и смутное, это впечатление. Обсудим его чуть ниже, а пока взгляните на следующий по тексту рисунок. Это церковь Сан-Исидро в Испании кисти Франсико Гойи. Композиционное решение и колорит (цветовая гамма) схожи с храмом Покрова, архитектура так же проста и изысканна. Но вот впечатление совершенно иное. Сразу видно, что это продукт совсем другой культуры. Не худшей и не лучшей, столь же сильной и яркой, как русская, но другой. Почему?
Церковь Сан-Исидро в изображении Франсиско Гойи
5
Теперь пришло время ответить на второй вопрос. Поскольку предметы культуры исходят от человека (морские камушки нужно найти, отобрать, отмыть, разложить в подходящем месте), то правильнее будет поискать сущность русской культуры исходя из психологии. Тогда все становится на свои места самым естественным образом.

Есть два типа психической организации людей (не путайте с темпераментами): интраверты и экстраверты. В вульгарно-примитивном понимании интраверт – это плохо, а экстраверт – хорошо. На самом деле и тот, и другой, если они психически здоровы и правильно воспитаны, будут полноценными членами общества, не испытывающими проблем в отношениях с окружающими и плодотворно работающими.

В сущности, разница в том, как они подходят к очередной задаче. Экстраверт стремится как бы спроецировать себя на нее. Выражается это в подходе: «Попробуем вот так, и посмотрим, что получится». Интраверт, наоборот, сначала старается вобрать начальные условия в себя и как следует осмыслить их. Попросту говоря: приглядимся, обдумаем, а там решим, что и как делать. Пока психология не была достаточно развита, считалось, что экстраверт более материален, а интраверт – духовен.

Экстраверт добьется большего успеха там, где нужно быстро получить хоть сколько-то значащий результат. Интраверт – там, где следует прежде всего уразуметь далеко идущие последствия. А те и другие вместе составляют массовое сознание и общественную мораль цивилизации.
6
И в чем же русское своеобразие? Наверное, в том, что мы наполовину интраверты, наполовину экстраверты, если брать русскую цивилизацию в целом. Та самая загадочная двойственность русской души с позиций достижений современной науки.

Западные культуры более экстравертны; в «Сан-Исидро» Гойи это выражается в том, что представить себе изображенную им церковь с спокойном уединении, как храм Покрова, невозможно. Восточные цивилизации более склонны к интраверсии.

Как и общий психотип человека, облик человеческих цивилизаций определяется не только типом организации, но и многими другими внешними и внутренними факторами. А в России их набор исключительно своеобразен, начиная с не имеющей аналогов величины территории. Поэтому и русская культура, активно взаимодействуя и с Востоком, и с Западом, останется таковой, пока есть Россия и русские.
7
В заключение. Президент России Владимир Путин призывает прививать уважение к русской культуре. Понимать это как насильственное «обрусение» нельзя ни в коем случае. Нужно просто развивать русскую культуру, ее потенциал невероятно огромен и далеко еще не исчерпан. Как и западная вовсе не так уж деградирует, как может показаться.