Основной вопрос философии



Основной вопрос философии звучит так: что первично – материя или сознание? Речь здесь идет об отношении духовного мира к материальному. Как указывал один из основоположников марксистской философии Фридрих Энгельс, все философы разделены на две большие группы. Каждый научный лагерь по-своему отвечает на основной вопрос философии.


В зависимости от того, какое начало мыслители считали первичным, они стали называться идеалистами или материалистами. Представители идеализма утверждают, что духовная субстанция существовала прежде материального мира. Материалисты же основным началом всего сущего считают природу во всех ее проявлениях. Следует отметить, что оба этих течения не являются однородными.

За всю историю существования философии ее основной вопрос претерпел несколько модификаций и формулировался по-разному. Но всякий раз при постановке такого вопроса и при его разрешении мыслители вынуждены были вольно или невольно придерживаться одной из двух возможных сторон, даже если они старались примирить между собой идеалистические и материалистические воззрения в концепциях философского дуализма.

В своей конкретной формулировке основной вопрос философии был впервые поставлен только представителями марксистской философии. До этого многие мыслители пытались заменить вопрос о соотношении духа и материи другими подходами, например, проблемой овладения природными стихиями или поисками смысла человеческой жизни. К правильной трактовке главной философской проблемы вплотную подошли лишь немецкие философы Гегель и Фейербах.

Вопрос о познаваемости мира



У основного вопроса философии есть и вторая сторона, непосредственно примыкающая к проблеме выявления начала, являющегося первичным. Эта другая грань связана с отношением мыслителей к возможности познавать окружающую действительность. В такой постановке главный философский вопрос звучит так: каким образом мысли человека о мире относятся к самому этому миру? Способно ли мышление верно отражать реальность?

Тех, кто принципиально отвергает познаваемость мира, в философии называют агностиками. Положительный ответ на вопрос о познаваемости мира можно найти как у материалистов, так и у идеалистов. Представители идеализма считают, что в основе познавательной деятельности лежат комбинации ощущений и чувств, на основе которых строятся логические конструкции, выходящие за пределы человеческого опыта. Философы-материалисты считают источником знаний о мире объективную действительность, которая существует независимо от сознания.