Что называют портретом?



Интерес к изображению внешности человека, его наружности, помимо живописи, присущ и литературе, и скульптуре, и графике. Но только в изобразительном искусстве портрет сумел оформиться в самостоятельный жанр с его интересом к чертам живого лица.


Однако в замысел настоящего портретиста входит не только достоверная передача внешнего сходства, но и раскрытие внутреннего мира, характера модели, а также демонстрация своего отношения к ней. Таким образом, на развитие древнего портретного искусства со времен его зарождения влияли два значимых фактора: освоение технических навыков в изображении человеческого тела и представление об уникальном и неповторимом мире каждой личности.

Специфика исторического портрета



Разновидности портретов, существовавшие в разные эпохи, очень многообразны. Специфика портретного искусства весьма пластична и склонна к взаимодействию с другими жанровыми моделями. Так возникает исторический портрет, особенностью которого является то, что художник обращается к изображению значительного исторического лица, изображаемого не с натуры, а на основе вспомогательного материала или собственного воображения.

Изображение знаковых исторических фигур стало интересовать художников еще во времена эпохи Возрождения в Европе. Искусство исторического портрета в России становится актуальным в 18 веке с развитием классицизма. Отсюда такие его характерные признаки, как пышность, претенциозность и обязательное идеологическое и дидактическое значение, поскольку в облике исторического лица зритель должен видеть идеал красоты, силы и служения Отечеству.

Особых вершин в русском искусстве исторический портрет достигает в 19 веке. Достаточно обратиться к хрестоматийной картине "Царь Иван Васильевич Грозный" (1879) Васнецова, чтобы отметить, насколько сильным по эстетическому и нравственному воздействию может быть исторический портрет. Переданный таким, какой он был сохранен в воспоминаниях современников, облик царя являет с полотна как устрашающую решительность, так и мудрость несгибаемой воли.

Пример исторического портрета



"Портрет Петра Великого" (1838) известного художника Поля Делароша был создан более одного века спустя после смерти русского императора. Подчеркнутая идеализация, героизация и аллегоризм, представленные в этом историческом портрете, становятся знаковыми чертами жанра.

Петр изображен здесь отнюдь не как бытовой человек, но как мудрый и бесстрашный полководец, что заключено в изображенной лежащей на карте Российской империи левой руке и держащей саблю правой. Позади императора - надвигающиеся по направлению его грозного взгляда тяжелые тучи, которые придают особую глобальность образу этого человека, по выражению Пушкина, "поставившего Россию на дыбы".