Совет 1: Каким был крестьянский дом

Крестьянский дом выстраивался из бревен. Сначала он отапливался очагом, выложенным из камней. Впоследствии стали класть печи. Помещения для скота и птицы часто соединялись с жилым домом защищенными проходами. Это делалось для удобства в уходе за хозяйством в холодное время года.
Крестьянский дом отличался особым конструктивным решением построек и их расположением на участке. В центре двора располагалась жилая изба, которая была соединена защищенными от дождя, ветра и мороза коридорами в хозблоки для содержания птицы и скота, хранения инвентаря, мастерские.

Из чего и как строили крестьянский дом?

Крестьянские избы были выстроены из бревен, которые могли быть уложены как горизонтально, так и вертикально. Второй способ использовался преимущественно на западе и севере Европы. В России дома строили из горизонтально уложенного пиломатериала. Славяне практиковали этот метод возведения построек по той причине, что он дает возможность минимизировать щели и плотно их проконопатить. Способ соединения бревен путем врубок появился не сразу, поэтому первые крестьянские избы были квадратной формы и небольшого размера, не превышающие длину пиломатериала.

Особенности крестьянских домов

Позже стали появляться срубы более высокие и просторные. Они состояли из венцов - бревен, уложенных в горизонтальные ряды. Соединяли элементы конструкции несколькими способами: в обло, в лапу, в шип. Такие срубы в зависимости от их предназначения называли: клеть, изба, истопка. Если в клети была печь, она считалась горницею, избой, хороминой. Если находилась под другой клетью – называлась подклеть или поруб.

Первоначально крестьяне довольствовались домом, состоящим из двух клетей: истопкой и холодного помещения. Они соединялись сенями – проходом, обложенным бревнами. Его стены были невысокими, а потолок отсутствовал. Над сенями нависал обвес соломенной крыши, общей для всей постройки.

Жилую часть дома окружали другие срубы, которые в зависимости от количества клетей называли двойней или тройней. Эти постройки предназначались для хозяйственных нужд. Впоследствии сени стали представлять собой полноценные утепленные коридоры.

Очаг изначально устраивался из камней вблизи входа в дом, труба отсутствовала. Такая изба называлась курной. Позднее стали выкладывать печи, в чем русские мастера особенно преуспели. Выстраивался дымоход и крестьянский дом стал более комфортным. Вдоль задней стенки жилища рядом с печью располагались полати – спальные места.

В Малороссии строительство жилья велось несколько иным образом. Здесь дом назывался хатой и ставился не у самой улицы, а за небольшим садиком. Хозяйственные постройки возводились хаотично, без определенного порядка, учитывалось лишь удобство для владельцев. Двор обносили невысоким забором – плетнем.

Совет 2: Какими были славяне

Русский народ произошел от древних славянских племен, проживавших на территории современной европейской России. История этих племен достаточно хорошо изучена, хотя до IX века славяне не имели письменности. В изучении их истории помогают вещественные источники, а также свидетельства современников из других государств.
Инструкция
1
Славяне в древности не составляли единый народ. Это была группа племен, проживающих практически по всей Восточной Европе, с едиными корнями, а также со сходством в языках и в некоторых обычаях. Русские, украинцы и белорусы - это потомки восточных славян. Вопрос о том, когда у этих племен появилась государственность, остается открытым.
2
Древнейшая из сохранившихся летописей - «Повесть временных лет» - говорит о том, что первые правители восточных славян появились в Киеве, однако о них даются крайне скудные сведения, не подтвержденные другими источниками. Вероятнее всего, этих правителей можно отнести к легендарным. Однако это не значит, что у восточных славян до прихода Рюрика не было самоуправления. Маленькие племена объединялись в союзы племен во главе с вождями, что позволяло им защищать территорию от соседей и периодически появляющихся на Восточно-Европейской равнине агрессивных кочевников.
3
Экономика древних славян базировалась на подсечно-огневом земледелии. Суть этого метода состояла в том, что на территории леса участок очищался от деревьев, они сжигались, а получившейся золой человек мог удобрять землю. После этого земля использовалась для посадки культурных растений в течение 5-7 лет, после чего нужно было искать другой участок.
4
Кроме земледелия, существовало и скотоводство, занимавшее более скромное место в экономике. Охота и собирательство позволяли дополнить рацион питания. Ремесла были достаточно развиты, однако использовались в основном для внутреннего рынка. Экономика носила характер натурального хозяйства, что тормозило развитие торговли. Однако так называемый путь из варяг в греки, связывавший Скандинавию и Византию, уже в те времена проходил по территории, населенной славянами.
5
О религии славян сохранились лишь отрывочные сведения, так как до IX века у этих племен не было письменности. По археологическим и летописным данным известны некоторые имена славянских богов - Перун, Велес, Стрибог, Мокошь. В результате раскопок были найдены скульптуры, которые можно считать изображениями богов, а также следы жертвоприношений, в основном состоящих из продуктов земледелия. Полный пантеон божеств восстановить невозможно из-за нехватки источников, а также многочисленных региональных различий в рамках славянской религии.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500